Министерство нефти и газа Казахстана рассматривает возможность транспортировки нефти через порт Батуми в случае введения Западом экономических санкций в отношении Российской Федерации. Глава ведомства Узакбай Карабалин признает, что сегодня республика не может позволить себе просто “сидеть и ждать, что будет”.
Именно поэтому правительство рассматривает разные варианты развития событий, сообщает портал newskaz.ru. “Если каким-либо образом будут ограничены возможности нашего экспорта, это в основном это может произойти по российской линии, мы думаем, в таком случае, конечно, у нас экспортные поставки уменьшатся”, – сказал Карабалин.
Чтобы обезопасить экспортные линии, Казахстан рассматривает несколько транспортных путей. “Это усиление направления, может быть, выхода через Каспийское море, через Азербайджан, Грузию, на Черное море, тем более там есть казахстанский порт Батуми, с его возможностям, мощностями. Наш порт Актау обеспечивает (перевалку) до 12 млн. т нефти. Кроме того, мы сейчас внимательно наблюдаем за тем, как идет потепление в отношении Ирана: если санкции в отношении Ирана будут сняты, то у нас есть отработанный путь экспорта, из Актау мы переваливали на порт Нека в свое время. Это было для нас хорошее направление до того момента, как Иран не включил более жесткие условия”, – пояснил глава нефтегазового ведомства.
Кроме того, по его оценке, остается очень важным направление Китая. “У нас есть программа, в течение двух лет усиливать это направление с тем, чтобы полностью 20 млн. т мы могли прокачивать в сторону Китая. Кроме того, мы знаем, что в южном направлении Узбекистан, Туркменистан также – они нуждаются в нефти. Это направление также надо отрабатывать. В том числе и нефтепродукты”, – добавил министр.
Дополнительные сложности от санкций, по мнению Узакбай Карабалина, могут возникнуть ввиду возможного ограничения российского экспорта нефтепродуктов: “Возможно большое количество нефтепродуктов тогда будет приходить к нам. С одной стороны это хорошо, мы полностью обеспечиваем себя нефтепродуктами, даже превышая индикативный баланс, который мы подписали. Но с другой стороны – заполнение рынка, если это будет более дешевый нефтепродукт, осложнит работу наших НПЗ”. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и стран мира)