“Роснефть” подала в суд на “дочку” “Газпрома” “Сахалин Энерджи”, которая, по мнению нефтяной компании, незаконно ограничивает доступ к газопроводу проекта “Сахалин-2”. В “Роснефти” позицию газовой монополии называют саботажем. На данный момент “Сахалин Энерджи” не обязана обеспечивать доступ в трубу сторонних производителей газа. Впрочем, если ФАС признает компанию субъектом монополии, как того требует “Роснефть”, ситуация изменится.
“Роснефть” будет судиться с компанией “Сахалин Энерджи” (СЭ) – оператором проекта “Сахалин-2”. Соответствующий иск был зарегистрирован 7 июля арбитражным судом Сахалинской области. По мнению “Роснефти”, “Сахалин Энерджи” нарушает законодательство, ограничивая ей доступ к сахалинскому газопроводу. Контрольный пакет (50% + 1 акция) “Сахалин Энерджи” принадлежит “Газпрому”.
“Позиция “Газпрома” в данном вопросе – это саботаж, – заявили в “Роснефти”. – Мы хотим, чтобы наш газ шел потребителю, а “Газпром” нарушает законодательство, препятствуя этому”.
“Роснефть” участвует в нефтегазовом проекте “Сахалин-1” (ей принадлежит 20%), кроме того, ее “дочка” “Сахалинморнефтегаз” выступает оператором более чем 30 нефтегазовых проектов на Сахалине. В “Роснефти” отметили, что “сахалинские” претензии к “Газпрому” аналогичны позиции компании по другому спорному моменту – доступу к газопроводу “Сила Сибири”. Глава “Газпрома” Алексей Миллер ранее заявил, что независимые газопроизводители в эту трубу допущены не будут.
В ответ на это “Роснефть” заявила, что готова обратиться в суд, так как позиция газовой монополии “радикально расходится с задачей развития регионов Сибири и Дальнего Востока и прямо противоречит действующему законодательству”.
По мнению “Роснефти”, “Газпром” игнорирует тот факт, что, являясь не равноправным участником рынка, а монополистом, он имеет не только монопольные преимущества, но и ряд обязательств перед другими участниками хозяйственной деятельности, в том числе гарантированные законом.
Нефтяная компания подчеркивает, что и в том, и в другом случае “Газпром”, как инфраструктурная монополия, обязан обеспечить независимым производителям доступ к транспортной системе.
Ранее “Роснефть” обратилась с жалобой по поводу сахалинского газопровода в Федеральную антимонопольную службу. Нефтяная компания требует признать “Сахалин Энерджи” субъектом естественной монополии. В этом случае СЭ, согласно законодательству, должна будет предоставить доступ к трубе. Но, как сообщает “Интерфакс” со ссылкой на источник, “Роснефть” изначально предполагала возможность судебного разбирательства при отсутствии действенной реакции ФАС.
Представители “Газпрома” и “Сахалин Энерджи” в понедельник были недоступны для комментариев. Однако ранее зампред правления “Газпрома” Александр Медведев отмечал, что сахалинская труба не входит в единую систему газоснабжения – следовательно, “Сахалин Энерджи” не обязана принимать в нее газ от сторонних производителей. Кроме того, по словам Медведева, мощности газопровода полностью заняты. Правда, газопровод планируется расширить, но здесь все будет зависеть от наличия свободных ресурсов газа. Проект “Сахалин-2” таковыми не обладает, поэтому “Газпром” вел переговоры о покупке газа с “Сахалина-1”.
“Пропускную способность сахалинской трубы несложно увеличить, и, при соответствующих гарантиях доступа, “Роснефть” поможет “Газпрому” это сделать, – отмечает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.
– Но “Газпром” выступает в роли собаки на сене: газовая монополия сама не намерена пользоваться дополнительными мощностями и не позволяет это делать другим. “Газпром” делает вид, что рассматривает вариант расширения своего сахалинского завода по сжижению газа (предприятие работает в рамках проекта “Сахалин-2″), но при этом не называет никаких конкретных сроков”.
“Роснефть” несколько поторопилась с подачей иска, – полагает глава Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. – Следовало дождаться решения ФАС по поводу “Сахалин Энерджи”, потому что на данный момент сахалинский газопровод действительно не является частью системы единого газоснабжения, а следовательно, компания-оператор не должна обеспечивать недискриминационный доступ к нему”.
В связи с этим, по словам Симонова, на данный момент все будет зависеть от решения антимонопольной службы. Впрочем, глава ФНЭБ полагает, что нефтяная компания рассчитывает не столько на победу в суде, сколько на то, что конфликт привлечет внимание властей. (Газета.Ru/Энергетика Украины и мира)