“ЛУКойл” готов реализовывать проекты по наращиванию добычи на месторождениях Ирана, передал ТАСС сообщение иранского агентства Shana.
По данным агентства, президент “ЛУКойла” Вагит Алекперов и замминистра нефти Ирана Амир Хоссейн Заманиния провели 17 сентября переговоры, их темой было “сотрудничество по увеличению производительности нефтедобычи, восстановление старых и разведка новых месторождений нефти в Иране”.
Представитель “ЛУКойла” от комментариев отказался. Получить комментарии министерства нефти Ирана не удалось. В интервью “Ведомостям” президент компании Вагит Алекперов говорил, что в сентябре посетит Иран, где встретится с министром нефти и руководителями национальной компании. “Мы ведем активный диалог. У нас есть соглашение, по которому мы работаем по изучению шельфа Персидского залива и ряда провинций”, – говорил Алекперов.
“ЛУКойл” несколько лет работал в Иране – вместе с норвежской Statoil разрабатывал проект Анаран (запасы 2 млрд. баррелей). В 2005 г. по итогам бурения разведочной скважины открыто крупное нефтяное месторождение Азар. Добыча на блоке Анаран к 2010 г. могла составить 5 млн. т (оценка Statoil). Дальнейшим работам помешали международные санкции: в 2010 г. “ЛУКойл” вышел из проекта и признал убыток от обесценения инвестиций в Иране в сумме $63 млн. Алекперов обещал, что компания вернется в страну после снятия санкций. Ожидается, что санкции скоро будут отменены.
В 2014 г. добыча Ирана составила 3,6 млн. баррелей в сутки (данные ВР). В нефтегазовые проекты страна хочет привлечь $185 млрд. до конца 2020 г. За год после отмены санкций поставки вырастут до 1 млн. баррелей в сутки, прогнозировал Амир Хоссейн Заманиния.
Иран входит в ОПЕК. Он намерен вернуть себе второе место по добыче нефти среди стран ОПЕК, говорил министр нефти Ирана Биджана.
“Все будет зависеть от законов, регулирующих добычу в Иране. Там никогда не было соглашения о разделе продукции, всегда – сервисные контракты, но из-за цены нефти и ограничений доступа к капиталу они не будут привлекать инвесторов. Поэтому Иран работает над совершенствованием законов”.
“Иран представляет колоссальный интерес для всех нефтегазовых компаний”, – предупреждал Алекперов в интервью “Ведомостям”.
Возможности развития “ЛУКойла” в России ограничены, поэтому ему нужны новые регионы, говорит аналитик “Сбербанк CIB” Валерий Нестеров. Компания давно работает за рубежом, но не всегда удачно. За 2014 г. “ЛУКойл” списал в Гане $151 млн. расходов – скважины оказались сухими, а в Кот-д’Ивуаре – $240 млн.
Вопрос, какие условия работы предложит Иран. Раньше там действовали сервисные контракты. О выгоде работы в Иране пока говорить сложно, считает Нестеров, там могут возникнуть те же проблемы, что и в Ираке. Из-за падения цен на нефть иракские сервисные проекты стали невыгодны ни компаниям, ни стране, в 2015 г. их условия были пересмотрены, а план добычи снижен. Власти Ирака попросили снизить инвестиции в добычу и в 2016 г.
Председатель российско-иранского совета по общественным связям Раджаб Сафаров считает, что условия работы в Иране будут смягчены: страна была долгое время изолирована, ее нефтегазовая отрасль нуждается в зарубежных инвестициях. Но преимущества у российских компаний не будет, Иран выберет компании, которые предложат больше инвестиций и современные технологии, считает Сафаров.
По словам Нестерова, у “ЛУКойла” есть финансовые возможности и платить дивиденды акционерам, и вкладываться в новые проекты, в том числе Иран. На балансе “дочки” “ЛУКойла” – Lukoil Investments Cyprus Ltd. находятся 16,18% “ЛУКойла” (на бирже этот пакет стоит $5 млрд.), которые компания может продать на фондовом рынке и привлечь средства для реализации крупномасштабных проектов.
У “ЛУКойла” есть преимущество перед другими компаниями – он открыл в Иране месторождение, говорил Алекперов: “Месторождение, которое мы знаем, изучили, есть геологические материалы. Мы прекрасно понимаем географию, логистику. И проект разработки лежит практически готовый”.
По данным агентства Shana, “ЛУКойл” также заинтересован в приобретении иранской нефти и нефтепродуктов. Эта нефть может идти на переработку на итальянский завод “ЛУКойла” – ISAB, к тому же у компании сильное нефтетрейдинговое подразделение Litasco, напоминает директор Small Letters Виталий Крюков.
На мировом рынке нефти сейчас избыток предложения, нефтедобывающие страны стараются удержать свою долю. Запасы нефти Ирана составляют 21,7 млрд. т, России – 14,1 млрд. т (данные ВР). (Ведомости/Энергетика Украины и мира)