Первый месяц лета ведомство Игоря Насалика встретило неудачной попыткой назначения его “угольным” заместителем Станислава Толчина. Июль, похоже, тоже не подведет: скоро министр может потерять своего зама по электроэнергетическому блоку Александра Светелика. “К нему есть претензии со стороны СБУ. Есть некоторое нюансы”, – сказал на днях министр.
На просьбы конкретизировать суть претензий Насалик не отреагировал. После общения с самим Светеликом ясности стало не на много больше. “Для меня это что-то новое”, – сказал он. Порожденный чиновниками информационный вакуум стал идеальной почвой для предположений. В соответствии с одним из них, проблемы у Александра Светелика могли появиться из-за ослабления позиций бизнесмена Константина Григоришина, который в 2014 г. рекомендовал его на должность замглавы Минэнергоугля. Вторая версия основана на том, что замаячивший перед Светеликом закат карьеры вызван его латентным конфликтом с Насаликом.
На самом деле источником проблем заместителя министра является его чрезмерная самостоятельность в принятии решений. Кому-то может показаться, что, будучи энергетиком с 20-летним стажем, Светелик имеет на это право. Но их оппонентам есть что ответить: импровизации Александра Дмитриевича связаны не с нудной управленческой текучкой, а с полноценными попытками переписать правила игры на энергорынке.
Взять хотя бы майскую тему по исключению так называемых дотационных сертификатов из оптовой рыночной цены на электроэнергию. Тогда рынок воспринял ее как идею Игоря Насалика, но на самом деле это была инициатива Александра Светелика. Именно он был во главе совещания, на котором принималось решение предложить Кабмину утвердить отказ от дотационных сертификатов. При этом подпись Светелика стоит под сопроводительным письмом к соответствующему проекту правительственного постановления. Кстати, когда этот пакет документов был направлен НКРЭКУ, на нем не оказалось ни исходящего номера, ни даты.
По слухам, Светелик спешил воспользоваться отсутствием на рабочем месте министра, который тогда находился в командировке в Калуше, и сделать приятное ДТЭК Рината Ахметова, которому отмена дотационных сертификатов позволяла резко сократить расходы на закупку электроэнергии у ГП “Энергорынок”, тем самым повысив рентабельность бизнеса по реализации тока за рубежом.
В контексте анонсированных претензий к Светелику со стороны СБУ, ситуация выглядит так, будто сейчас он может пострадать за чрезмерное сочувствие к проблемам Рината Ахметова. Но Александра Дмитриевича, который осенью достигает предельного для госслужащего – 65-летнего – возраста перспектива увольнения вряд ли пугает.
Куда сильнее его возможная досрочная отставка может напрячь руководство ДТЭК. Во-первых, потому что в сегодняшней управленческой команде Минэнергоугля Светелик – едва ли не главный ситуативный лоббист Рината Ахметова. Во-вторых, как раз сейчас перед самым богатым переселенцем из Донбасса встает новая проблема в ТЭК. На днях премьер-министр Владимир Гройсман заявил о несогласии правительства с недавно принятой НКРЭКУ формулой “Роттердам плюс”, из-за которой стала расти цена на энергетический уголь, а вместе с ней и стоимость электроэнергии.
Изучением произошедшего сейчас занимается Минэкономразвития, которое, со слов его главы Степана Кубива, к 6 июля будет готово “презентовать анализ указанной формулы определения цены”. Даже если к тому времени Александр Светелик не будет уволен, закрепившийся сейчас за ним статус “клиента СБУ” явно снизит его активность, тем самым оголив позиции ДТЭК в правительстве.
Правда, даже в таких условиях заскучать у Игоря Насалика не получится. Сейчас его единственным “неприкасаемым” заместителем, доставшимся в наследство от прежнего состава правительства, остается Игорь Диденко, близкий к группе “Приват” Игоря Коломойского. С момента своего назначения в 2014 г. от имени Минэнергоугля он курировал нефтяной сектор. Но сейчас, судя по всему, днепропетровской бизнес-группе интереснее другая сфера: на днях Диденко может стать заместителем Насалика по евроинтеграции, подключив “Приват” к пущенному с подачи ЕС процессу реорганизации НАК “Нафтогаз Украины”. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)