Верховный земельный суд Дюссельдорфа отменил временное ограничение на действие договора на закупку емкости газопровода OPAL, так что теперь “Газпром” может увеличить транспортировку газа по “Северному потоку” в обход Украины.
Решение суда в Германии явно не в пользу Украины и Польши, однако оно еще не катастрофа. Для понимания его сути нужно вспомнить всю цепочку судебных перипетий.
Газопровод “Северный поток”, по которому российский “Газпром” может поставлять газ напрямую в Германию, минуя страны-транзитеры, начал работать в коммерческом режиме в октябре 2012 г. Однако “Северный поток” поставляет газ только до побережья Германии, а вот чтобы попасть в газотранспортную систему Германии и Чехии, он должен пройти по наземному газопроводу OPAL.
Европейский Союз, сопротивляясь газовой экспансии России, не разрешал загружать OPAL на полную мощность. Пользуясь ограничениями, которые дает европейское энергетическое законодательство, ЕС таким образом ограничивал “Газпрому” поставки по “Северному потоку” в “узком горле” – на газопроводе OPAL, поскольку “Северный поток” под действие европейского законодательства не подпадает.
Но в октябре прошлого года Европейская Комиссия сняла ограничения на использование “Газпромом” мощностей OPAL и “Газпром” получил возможность качать больше газа по “Северному потоку”.
Это решение вызвало возражения не только в Украине, которая может потерять часть транзитного потока российского газа через свою территорию, но и в Польше, которая также очень не хочет изменения традиционных маршрутов транспортировки газа.
Поэтому польские компании PGNiG и PGNiG Supply&Trading обжаловали решение Еврокомиссии по OPAL в суде Дюссельдорфа и в Европейском суде общей юрисдикции в Люксембурге. Европейский суд в декабре прошлого года приостановил до марта 2018 года действие спорного решения Еврокомиссии. Но эта временная остановка была принята судом в качестве обеспечительной меры – чтобы пока суд будет рассматривать дело по сути, оспариваемое решение не наносило вреда польским компаниям. 21 июля суд в Люксембурге отменил эту обеспечительную меру, поскольку польские компании не смогли доказать суду, что им нанесен ущерб от увеличения загрузки “Северного потока” и газопровода OPAL. Сходное решение тут же принял и суд в Дюссельдорфе 28 июля. Однако оба эти решения – не окончательные, рассмотрение исков по сути еще впереди.
Несмотря на свою промежуточность, эти решения уже могут сыграть против Украины. По мнению президента Центра глобалистики “Стратегия-XXI” Михаила Гончара, теперь “Газпром” может “снять” с украинского маршрута транзита газа несколько млрд. кубов, которые пойдут в Европу обходным путем – через “Северный поток”. Однако обвального сокращения транзита через Украину не будет по нескольким причинам. Во-первых, в августе “Северный поток” будет остановлен на две недели на профилактику. Во-вторых, “Газпром” в этом году качает газ через Украину ударными темпами: за семь месяцев транзит вырос почти на 23% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – до 53 млрд “кубов”.
В третьих, “Газпром” в зимнее время будет активнее использовать именно украинский маршрут, поскольку он дает возможность покрывать пиковый спрос на газ, тогда как “Северный поток” работает в режиме поставок стабильных объемов газа. Поэтому Гончар считает, что если сокращение объемов транзита через территорию Украину и будет, то его можно будет почувствовать только по итогам года.
Интерес “Газпрома” в сокращении объемов транзита через Украину состоит не только в том, чтобы меньше качать через Украину и, соответственно, меньше за это платить. Есть еще один нюанс – за транспортировку газа по “Северному потоку” платит компания “Газпром-транзит”, деньги идут международному концерну, который и построил этот балтийский газопровод. В этом международном концерне 50% принадлежит швейцарской “дочке” “Газпрома”, зарегистрированной в кантоне Цуг.
Другими словами, качать больше через “Северный поток” российским властям выгодно еще и потому, что в результате больше денег “капает” на счета в швейцарских банках организаторам этой “схемы”.
Украина в такой ситуации мало что может сделать, разве что настаивать на консультациях с европейскими структурами, как это предусмотрено соглашением об ассоциации Украины с ЕС. Но проблема еще и в том, отмечает Гончар, что в Украине нет структуры, которая бы объединяла и координировала усилия всех ветвей власти по противодействию “Северному потоку” и “Северному потоку-2”. Активно против этих проектов выступает разве что руководство “Нафтогаз Украины”, но это недостаточно высокий уровень, ведь заявления руководства госкомпании всегда можно списать на корпоративные интересы украинского бизнеса, хоть и государственного, а не на интересы самого государства Украина.
А вот обитатели Печерских холмов, включая министерство иностранных дел, президента и депутатов Верховной Рады Украины, могли бы активнее включиться в кампанию против “Северных потоков” и не только завалить европейские структуры письмами, но и утомить визитами, объясняя при каждом удобном случае все пагубные последствия от строительства этих газопроводов.
За примерами ходить далеко не нужно. 3 августа МИД России сделал заявление о том, что строительство газопровода “Северный поток-2” не подразумевает прекращения транзита российского газа через Украину, но Россия готова сохранить транзит, если Украина установит конкурентные тарифы и отзовет свои иски против “Газпрома” в Стокгольмском арбитраже. Отреагировал на это заявление российского МИДа пока только главный коммерческий директор “Нафтогаза Украины” Юрий Витренко. Интересно, будет ли заявление от Министерства энергетики или МИДа Украины? (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)