2017 г. можно по праву назвать годом угольной экзотики. Весной в украинский порт Южный начал прибывать уголь из Южной Африки, осенью – уголь из Соединенных Штатов. 31 октября на ГП “Морской торговый порт Южный” завершилась разгрузка сухогруза Navious Galileo. Судно доставило из Балтимора 75 тыс. т “черного золота”, предназначенного для двух украинских теплоэлектростанций – Ладыжинской и Запорожской.
Портал ЦТС уже освещал, как происходит разгрузка угля в порту Южный, теперь же мы решили посмотреть, что происходит с сырьем у конечного потребителя. Для этого мы отправились на Ладыжинскую ТЭС – именно сюда отправилась первая партия угля марки “Г” из США, доставленная в этом году для ДТЭК.
Тонкости разгрузки
Первые вагоны с американским углем начали поступать на ТЭС еще 31 октября. “Судно в порту Южный было разгружено 31 октября. В этот же день мы начали получать уголь. На сегодняшний момент мы получили 7153 ты американского угля. Всего запланирована поставка с первого судна порядка 35 тыс. т. До конца месяца мы получим оставшуюся часть”, – рассказывает Виталий Шкабой, начальник отдела топливообеспечения Ладыжинской ТЭС.
К моменту нашего приезда на предприятие, 2 ноября, практически весь уголь был уже разгружен, осталось порядка 10 вагонов. Схема разгрузки выглядит довольно просто: вагоноопрокидыватель – ленточный транспортер – котел или склад. На ТЭС работает два вагоноопрокидывателя производительностью 25-30 вагонов в час каждый.
Чтобы взглянуть на процесс вживую, мы идем к вагоноопрокидывателям. На подъездных путях стоит несколько составов, один из которых – с углем. “Вагон на первый вагоноопрокидыватель”, – говорит диспетчер ТЭС по громкой связи. После объявления локомотив потихоньку заталкивает вагон с углем на первый вагоноопрокидыватель. Рабочий осматривает вагон.
Затем слышится громкий сигнал, режущий слух. Рабочий уходит, и включается ротор вращения. Вагон переворачивается на 180 градусов. Уголь высыпается из вагона и через металлическую сетку, предназначенную для отсеивания крупного мусора, попадает на ленточный транспортер.
После этого начинается второй этап разгрузки угля. Ленточный транспортер доставляет уголь на топливный склад либо сразу на котлы энергоблоков ТЭС. Возле вагоноопрокидывателя транспортер находится под землей на глубине 13,5 метров, затем он выходит наружу, и постепенно подымается над поверхностью. Общая протяженность ленточного транспортера на Ладыжинской ТЭС составляет порядка 3 км, а продуктивность – 1100 т/час. При этом уголь передвигается по транспортеру со скоростью 2-3 м/с.
На топливном складе уголь высыпается из транспортера в большую гору, которую затем экскаваторы разровняют. Газовый уголь является взрывоопасным, поэтому его необходимо периодически двигать. Проектная вместимость топливного склада – 485 тыс. т. “На сегодняшнее утро мы имели около 36 тыс. т. Остаток угля у нас стабильный и соответствует нашим потребностям”, – продолжает Виталий Шкабой.
Украинский уголь vs американский
Что же происходит с углем, который попадает в котлы? Естественно, что он сжигается. Но перед отправкой в котел его смешивают с украинским углем. Как отмечает Виталий Шкабой, американский уголь превышает допустимые нормы калорийности, которые разрешены на Ладыжинской ТЭС, поэтому его смешивают с павлоградским в соотношении 1 к 3 или 1 к 4. Часть импортного угля уже сожжена, но вместе с украинским.
В среднем, один блок Ладыжинской ТЭС потребляет до 2,5 тыс. т угля за сутки. По словам начальника отдела топливообеспечения, все зависит от нагрузки на станцию. Если предприятие работает на полную загрузку, тогда потребление может достигать 2,5 тыс. т, если нет, тогда оно может быть уменьшено до 2 или 1,8 тыс. т за сутки.
Визуально украинский и американский уголь отличить очень сложно. Различия кроются в характеристиках, невидимых глазу. Для разъяснения этого вопроса Виталий Шкабой захватил с собой сертификат, где прописаны характеристики американского угля.
– В чем ж главное отличие между украинским и американским углем? – задаю ему вопрос.
– Главное отличие американского угля от украинского заключается в том, что оно имеет очень низкий процент влажности, меньшую зольность, но при этом обладает более высокой калорийностью.
Перспективы американского угля
После осмотра вагоноопрокидывателей и топливного склада мы встретились с директором Ладыжинской ТЭС Александром Бобриком. Прежде всего, нас интересовал ответ на вопрос “Зачем нужен американский уголь?”. На это руководитель предприятия дал содержательное пояснение: “Летом мы работали в интенсивном режиме, пятью блоками. Дело в том, что в этот период стояли антрацитовые ТЭС, а “Энергоатом” вывел атомные электростанции в ремонт. В результате, чтобы компенсировать дефицит электроэнергии, мы работали в полную мощность все лето, и даже сейчас мы отсрочили начало плановых ремонтов наших блоков. Блокада Донбасса увеличила и без того высокую нагрузку на ТЭС, которые работают на газовой марке угля. Все эти факторы привели к повышенному потреблению угля, а украинские шахты не могут быстро наращивать объемы добычи, поэтому руководство компании ДТЭК приняло решение о закупке импортного сырья”.
В будущем, по мнению руководителя Ладыжинской ТЭС, его предприятие может обойтись и без американского угля. “Для этого есть все предпосылки. Наши коллеги из “Павлоградугля” вышли на уровень добычи порядка 20 млн. т угля в год. При том, что 10 лет назад они добывали не больше 10 млн. т в год. Это говорит о том, что инвестиции в новые мощности оправдывают себя”, – говорит директор Ладыжинской ТЭС.
Вместо послесловия
– Каким вы видите будущее станции ввиду того, что энергия дорожает, а население все больше экономит? – спрашиваю у директора ТЭС.
– Лет шесть-семь назад НЭК “Укрэнерго” проводила исследование потребления электроэнергии. Оно показало, что в Украине только на кондиционеры требуется 2000 мВт, то есть два атомных блока работает только на кондиционеры. Для сравнения, пять блоков нашей станции генерируют 1500 мВт.
Мы видим, что кондиционеров становится больше и потребление продолжает расти, несмотря на все меры по внедрению энергоэффективности. Кроме того, в Винницкой области сейчас строится ряд предприятий, например, “Винницкий бройлер”, которым тоже нужна электроэнергия. Потребление электроэнергии будет расти, и я считаю, что наша станция будет востребована, – подытожил Александр Бобрик. (Николай Засядько, ЦТС, Reform.energy/Энергетика Украины и мира)