Повышение тарифов на газ для населения в 2018 г практически неизбежно. Скорее всего, оно произойдет уже после текущего отопительного сезона. “Апостроф” разбирался, какого подорожания ждать украинцам, что будет делать правительство, чтобы минимизировать рост цен, и какая роль в этом отведена российскому газу.
Тарифы на газ для населения в 2018 г. могут вырасти. Этого, в частности, требует Международный валютный фонд, и, не выполнив соответствующее условие, Киев рискует остаться без очередного транша МВФ в размере $1,9 млрд.
В начале февраля в СМИ появилась информация, что уже с 1 апреля цены взлетят на 62% – с 4942 грн. до 8030 грн. за 1 тыс. куб. м (без НДС). И, якобы, это будет не последнее повышение в текущем году.
Цены на газ для населения определяются по методике, закрепленной в постановлении Кабинета министров №187 от 22 марта 2017 года. Тарифы рассчитываются на базе импортного паритета. С учетом роста цены импортируемого газа в последнее время, тарифы должны были бы повыситься, ориентировочно на 17% (до 5 782 грн. за 1 тыс. куб. м), однако в октябре 2017 года правительство отложило на неопределенный срок публикацию цены газа, что позволило Кабмину не повышать тарифы для населения в нынешнем отопительном сезоне.
Похоже, до конца нынешнего осенне-зимнего периода цены на газ действительно не вырастут. А вот дальше возможны сюрпризы. По крайней мере, премьер-министр Владимир Гройсман не исключил, что новая цена “может быть утверждена в следующем сезоне”. И речь, ясное дело, идет не о ее снижении.
Тем временем в правительстве задумались над изменением методики ценообразования на газ. Предполагается, что цена газа будет рассчитываться как среднеарифметическая цена импортного газа на немецком хабе (NCG) без учета стоимости транзита до границы Украины. В этом случае тарифы все равно вырастут, но ориентировочно на 8%.
Между Сциллой и Харибдой
Ждать ли украинцам повышения тарифов на газ в текущем году? С этим вопросом “Апостроф” обратился в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В ведомстве на него конкретно не ответили, однако подчеркнули, что, в соответствии с законодательством, тарифы на услуги ЖКХ должны быть “не ниже экономически обоснованных расходов на их производство”.
При этом в министерстве отметили, что уполномоченными органами по установлению тарифов являются органы местного самоуправления и Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
С вопросом о росте тарифов “Апостроф” обратился и в НКРЭКУ, однако регулятор не ответил на него, мотивировав это тем, что соответствующий запрос “не является запросом на получение публичной информации, а по своему содержанию предусматривает предоставление разъяснений”.
Но разъяснения в данном вопросе все-таки нужны.
По мнению экспертов, опрошенных “Апострофом”, цены на газ в текущем году вырастут. При этом специалисты полагают, что до конца текущего отопительного сезона, действительно, повышения не будет.
“Не повышать тарифы совсем вряд ли получится без потери программы МВФ, на что правительство вряд ли пойдет”, – отметил в комментарии изданию старший аналитик инвестиционной компании Dragon Capital Денис Саква.
По словам президента Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаила Гончара, сегодня есть три крупных игрока, которые влияют на процесс определения цен на газ. Во-первых, это международные финансовые организации, в частности МВФ, которые требуют привести тарифы в соответствие с рыночными условиями. Также это НАК “Нафтогаз Украины”, “которая занимает такую же позицию”. Третьим игроком является “условно называемая власть”, которая, так или иначе, мыслит уже категориями приближающихся выборов”.
“Но выборы, все-таки, будут позже, чем решение МВФ о предоставлении или непредоставлении Украине финансирования. Если МВФ не предоставит финансирование, я не склонен считать, что это будет дефолт, но будет серьезное финансовое потрясение для экономики. Поэтому власть – между Сциллой и Харибдой, требованием поднять тарифы, что вызовет подорожание по всей цепочке, и, соответственно, социально-политической дестабилизацией. И правительство этого хочет избежать”, – сказал эксперт “Апострофу”.
Формула цены и российский газ
Однако, как будет выкручиваться правительство, чтобы, с одной стороны, не сорвать едва наладившийся диалог с МВФ, а с другой, – не вызвать эскалацию в обществе, к тому же незадолго до выборов – президентских и парламентских, которые пройдут в 2019 году (следует также помнить, что МВФ, как правило, приостанавливает финансирование за полгода до выборов)?
Для того, чтобы избежать повышения тарифов или хотя бы сделать его не очень значительным, “правительству придется менять формулу ценообразования”, сказал “Апострофу” бывший член НКРЭКУ Андрей Герус.
С этим согласны другие эксперты.
“Пропетлять можно, если изменить постановление №187, то есть отменить или пересмотреть ту методику, по которой определяется цена газа (для населения)”, – рассказал изданию директор специальных проектов научно-технического центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Как отметил Денис Саква, правительство сейчас пытается убрать транспортировку из формулы расчета цены газа, что, по логике, должно ее снизить.
“Как вариант развития ситуации, – возможно, пойдут на привязку к импортным ценам, а не хаб + транспортировка, учитывая, что мы сейчас можем покупать у России эти объемы по цене хаба”, – сказал специалист.
Как известно, в соответствии с решением Стокгольмского арбитража, Украина (в лице “Нафтогаза”) не просто может, но и обязана покупать у российского “Газпрома” в 2018-2019 годах – то есть до истечения текущего контракта – не менее 4 млрд. куб. м газа в год. Накануне глава “Нафтогаза” Андрей Коболев заявил, что компания завершает переговоры о закупках топлива в РФ, и поставки могут начаться уже с марта.
Цена российского газа именно из-за отсутствия транспортной составляющей, так как он покупается на границе Украины и РФ, должна быть ниже, чем у европейских компаний, однако – и в этом эксперты единодушны – она будет не настолько низкой, чтобы в связи с этим полностью избежать повышения тарифов для населения.
“Не следует думать, что там цена будет сильно ниже. Может быть, где-то на $30 (за 1 тыс. куб. м) ниже”, – отметил Михаил Гончар.
“Цена газа из России все равно выше той, что есть сейчас (для населения). Я думаю, что сейчас есть большая вероятность того, что формула будет изменена. Что касается покупки газа в России, то я думаю, что это – аргумент, который нужно принимать во внимание, который нужно учитывать при принятии решения”, – в свою очередь, считает Андрей Герус.
При этом Украина вряд ли будет покупать у России объемы большие, чем определил арбитраж в Стокгольме, уверен Геннадий Рябцев. По его словам, это связано с высокими политическими рисками, так как речь идет о торговле со страной-агрессором. “Политический урон несопоставим с экономическим выигрышем”, – пояснил эксперт.
Еще одним аргументом украинских властей в диалоге с МВФ может стать то, что сегодня в стране две трети потребления составляет газ внутренней добычи, который дешевле импортируемого. “И это также стоило бы учитывать в формуле ценообразования”, – сказал Михаил Гончар.
В качестве примера он привел Румынию, которая практически полностью обеспечивает себя газом, в связи с чем в этой стране цены на топливо по меркам ЕС довольно низкие.
Слив и манипуляция
При этом власти явно проигрывают информационную кампанию, в рамках которой необходимо разъяснять, для чего повышаются тарифы и, главное, на что идут вырученные от этого средства.
В частности, полученные от более высоких тарифов деньги правительство может использовать для увеличения объема субсидий, а также на социальные программы, “такие как термомодернизация жилья, установка более эффективных котлов и т.д.”, считает Денис Саква.
Михаил Гончар, в свою очередь, отмечает, что увеличивать количество получателей субсидий еще больше не стоит. “Дальше нам светит только иранский вариант, где более 90% получателей субсидий”, – сказал он.
По словам специалиста, правительство должно четко объяснить, что реализуется программа увеличения собственной газодобычи. “Ввиду российской агрессии серьезные инвесторы в Украину не придут, поэтому нам необходимо находить собственные инвестиционные ресурсы. Это ресурс есть – через увеличение тарифа. Другое дело – нужно показывать, что эти деньги идут в расширение газодобычи. Когда исчезнет или почти исчезнет необходимость импорта, тогда ценовая ситуация пойдет вниз, и в любом случае газ собственной добычи будет стоить дешевле импортного”, – рассказал он.
Возвращаясь к тому, на сколько конкретно может вырасти цена на газ для населения, стоит отметить, что никто из опрощенных “Апострофом” экспертов не верит, что повышение составит 60%.
“Есть разные версии – есть версия +13% (5 585 грн. за 1 тыс. куб. м – “Апостроф”), есть версия, что +60%. А может быть где-то посредине. Какие это будут решения, – пока неизвестно, поскольку еще никакого согласованного проекта нет – есть проекты разных сторон. Но я не верю в повышение на 60%. Если оно и будет, то будет меньше”, – заявил Андрей Герус.
По словам Геннадия Рябцева, информация о повышении тарифов на 62% “похожа на намеренный слив”. Такое подорожание газа, безусловно, вызовет шок в обществе, а власти, вместо этого увеличат тарифы на меньший процент.
“Как следствие, цены будут повышены на 16-17% (до 5 732-5 782 грн. за 1 тыс. куб. м – “Апостроф”), как, собственно, предусмотрено действующей методикой. И таким образом (власти) будут всем рассказывать, как они отстояли интересы потребителя”, – отметил эксперт.
Михаил Гончар также полагает, что здесь возможна “некая технологическая игра”. При этом он не исключает, что повышение на 62% может действительно произойти.
“Давайте бабахнем 62% – все будут в шоке, а потом власть (это вариант может стать актуальным при положительном для Украины решении Стокгольмского арбитража в деле о споре по контракту о транзите) широким жестом отменяет предыдущее решение и принимает новое решение, показывая, как она печется о благе потребителей. Я не исключаю, что такой замысел у кого-то есть”, – сказал эксперт.
“Не знаю, удовлетворит ли это МВФ, но компромиссом может быть (повышение) где-то под 10% (до 5 436 грн. за 1 тыс. куб. м – “Апостроф”)”, – резюмировал Гончар. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)