Миллиардер Ли Шуфу, основатель компании Geely, на днях приобрел почти 10% автомобильного концерна Daimler (куда входит и Mercedes-Benz). Все понимают, что это значит наращивание выпуска электрокаров и батарей к ним.
Многомиллиардная инвестиция основателя китайской компании Geely и владельца шведской Volvo в немецкий автопром может изменить расстановку сил в мировом автопроме и привести к новым альянсам в отрасли. Но она чревата и серьезными конфликтами интересов, пишет издание DW.
7,3 млрд. евро, чтобы диктовать политику
В пятницу вечером 23 февраля после закрытия торгов на Франкфуртской бирже Geely объявила, что приобрела 9,69 % акций Daimler. Рыночная капитализация немецкого гиганта составляет примерно 75 млрд. евро. Таким образом, контролируемая Ли Шуфу компания, скупая в последние недели акции через посредника, потратила на приобретение указанной доли порядка 7,3 млрд. евро.
у концерна практически нет стратегических инвесторов, так как его акции весьма популярны среди мелких вкладчиков (всего их около 900 тыс.). До Ли Шуфу обладателем крупнейшего пакета акций в размере 6,8 % был суверенный фонд Кувейта. Теперь китайский миллиардер или его представитель имеет право претендовать на место в набсовете концерна, значит влиять на развитие компании напрямую.
“Daimler знает и ценит Ли Шуфу как китайского предпринимателя, обладающего особой компетенцией и ориентацией в будущее, с которым можно конструктивно дискутировать индустриальные преобразования”, – говорится в официальном сообщении автоконцерна для инвесторов. Эта фраза свидетельствует о том, что в штаб-квартире автопроизводителя в Штутгарте четко понимают, зачем пришел хозяин Geely.
Все ради электромобилей
Ли Шуфу в производителе Mercedes привлекли технологии по производству электромобилей и батарей к ним. По словам самого миллиардера, он хотел бы “сопровождать Daimler на пути превращения в одну из ведущих компаний в области электромобильности”.
Он намерен содействовать форсированной переориентации Daimler на производство электромобилей. Особенно, если учесть, что шведская компания Volvo Cars, которую Ли Шуфу приобрел в 2010 году, уже объявила о переходе с 2019 года на выпуск легковых автомобилей исключительно с электрическими или гибридными двигателями, и об остановке инвестирования в развитие ДВС.
Также стоит помнить, что на китайском рынке (который чрехзвычайно важен для Daimler и где в последнее время все лучше продаются Volvo) с 2019 года вводятся квоты для отечественных и зарубежных автопроизводителей с целью заставить их резко увеличить выпуск электромобилей.
Ли Шуфу известен тем, что считает самым главным конкурентом не автопроизводителей, а IT-компании. Он уебежден, что что классические автостроители должны объединить свои усилия, чтобы совместно противостоять “вторжению извне” – натиску IT-корпораций, прорывающихся на перспективный рынок автономного вождения на электрической тяге.
Владелец всего, или конфликт интересов
По данным газеты Handelsblatt, руководство немецкого концерна весьма обеспокоено возможным появлением Ли Шуфу в наблюдательном совете концерна. В частности, потому, что китайский предприниматель одновременно владеет компанией Volvo Cars и является крупнейшим акционером Volvo Trucks. А это – два прямых конкурента Daimler на рынках легковых и грузовых автомобилей соответственно.
Поскольку на заседаниях наблюдательного совета обсуждаются секретные планы развития концерна и детали разработки новых моделей, тут возникает явный конфликт интересов.
Другой конфликт интересов состоит в том, что у Daimler с 2003 года уже имеется в Китае испытанный партнер BAIC, вместе с которым, в частности, в 2019 года планируется начать выпуск целой линейки электромобилей. Кроме того, немецкий концерн сотрудничает при выпуске электромобилей с китайской компанией BYD.
Немецкие профсоюзы указывают на то, что шведским коллегам на заводах Volvo приход Geely явно пошел на пользу, а потому относятся к новому акционеру скорее положительно, хотя и обещают пристально следить за сохранностью рабочих мест в Германии. Правительство ФРГ, в свою очередь, заявляет, что в принципе приветствует частные иностранные инвестиции, если при этом соблюдаются правила и нет опасности злоупотреблений в интересах других государств.
В то же время министр экономики Бригитте Циприс (Brigitte Zypries) обещает выяснить, как так получилось, что компания Geely объявила о покупке сразу почти 10 процентов акций, тогда как действующие законы предписывают оповещать о приобретении сначала 3%, а только затем в 5%. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)