В экспертном сообществе в очередной раз обсудили внедрение RAB-регулирования. Дискуссия состоялась на круглом столе “RAB-регулирование, как предпосылка для привлечения инвестиций в энергетику Украины”, проведенном Европейской бизнес-ассоциацией. В ней приняли участие представители министерств и ведомств, профильных рабочих групп, международных структур, участников рынка и отраслевых организаций.
Генеральный директор директората развития энергетических рынков Минэнергоугля Ольга Буславец заявила, что министерство поддерживает внедрение RAB-регулирования, поскольку оно может обеспечить инвестиции в модернизацию электросетей, изношенность которых очень высока. “Министерство за то, чтобы реформа прошла в полном объеме, чтобы прошла модернизация сетей. Мы поддерживаем введение стимулирующего тарифообразования”, – сказала она.
По ее оценке, необходимый объем инвестиций в электросети Украины составляет около 14 млрд. грн. в год.
По мнению президента Ассоциации операторов распределительных электросетей Виталия Григоровского, в ближайшие десять лет на это потребуется около $25 млрд. По его словам, износ низковольтной сети, через которую поставляется 9/10 электроэнергии в Украине, сейчас составляет 70%, или 900 тыс. км. “Цель RAB-регулирования, как и цель закона “О рынке электроэнергии”, – обеспечить надежные и бесперебойные поставки электроэнергии потребителям. Уже пять лет RAB-регулирование в Украине откладывают, и сети изнашиваются все больше”, – сказал В.Григоровский.
Директор департамента планирования и мониторинга финансово-хозяйственной деятельности и по вопросам банкротства Фонда госимущества Украины Виталий Денисенко также подчеркнул, что внедрение стимулирующего тарифообразования является одним из основных условий привлечения инвестиций. “К сожалению, Украина уже который год демонстрирует неопределенность правил, и это отпугивает инвесторов. Нам нужно решить вопрос внедрения, понятности правил и их будущих изменений, этого ждут инвесторы сегодня”, – сказал он.
Директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Украине Шевки Аджунер также считает, что внедрение RAB-регулирования обеспечит приток инвестиций в модернизацию энергосетей. “RAB-тариф – это то, что необходимо. Главное – это доступность, надежность услуг, а также справедливое тарифообразование. Итогом внедрения стимулирующего тарифообразования станет разработка справедливой бизнес-модели для инвесторов с учетом интересов потребителей”, – отметил он.
Директор польской консалтинговой компании Doradztwo Gospodarcze Кшиштоф Рогульский также заявил о необходимости стимулирующего тарифообразования для привлечения инвестиций. “RAB-тарифы нужны, чтобы энергетика работала. Компаниям нужны средства, чтобы возмещать понесенные расходы, все это включает тариф”, – сказал он.
Эксперт также рассказал о польском опыте, который показал, что рост тарифов не обязательно должен быть значительным, а в перспективе стимулирующее регулирование приводит к их снижению. “С помощью RAB-тарифов резко снижаются эксплуатационные расходы компаний. Когда улучшается состояние сетей, уменьшаются затраты на эксплуатацию”, – подчеркнул он.
Внедрение RAB-регулирования – ожидаемая реформа, которая, к сожалению, была политизирована, заявил глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк. “Но сейчас мы видим, что наконец ключевые стейкхолдеры осознают, что эта тема для Украины необходима. RAB-регулирование необходимо потому, что требуется реконструировать изношенные сети, улучшить качество энергоснабжения потребителей, провести успешную приватизацию. Мы ожидаем первый тематический отчет от Европейского энрегосообщества по стимулирующему тарифообразованию, где будут расставлены все точки над “i”, – сказал он в комментарии корреспонденту Энергореформы.
Заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Ольга Белькова подчеркнула, что нынешний подход к внедрению стимулирующего регулирования не учитывает ряда важных моментов. “Я сторонник перехода на RAB-тарифы. Это действительно прогрессивная методика тарифообразования, но тут детали имеют значение. НКРЭКУ уже несколько раз проводило расчеты ставок по новым и старым тарифам, и все эти тарифы были двухуровневые. Ставки могут меняться в зависимости от инфляции, учетной ставки НБУ и пр.”, – сказала она.
“Методика построена таким образом, что основной доход получит не инвестор, который сейчас вложит деньги – купит облэнерго, начнет модернизацию и т. д., а те, кто когда-то купил по одной цене, получил переоценку благодаря методике Фонда госимущества, и теперь этим компаниям будут платить дополнительный доход в 12,5%. При этом, 12,5% не покрывают реальную ставку, которая могла бы заинтересовать новых инвесторов. Сети действительно очень изношены, и они требуют значительных вложений. Сегодня учетная ставка НБУ выше. Какой же инвестор будет вкладывать деньги в эту модернизацию? Поэтому я выступаю за двухуровневую систему, когда по старой базе активов начисляется низкий процент, а по новой базе – процент, который покрывает стандартную доходность для Украины, и действительно является стимулом для увеличения базы активов. Есть еще один подход – когда дают одну и ту же ставку, но на реально понесенные затраты”, – говорит О.Белькова.
Система RAB-регулирования должна быть внедрена и важно эффективно взаимодействовать в этом вопросе с общественностью, заявил корреспонденту Энергореформы руководитель проектного офиса по внедрению нового рынка электроэнергии Владимир Евдокимов.
“Та методология, которую разработал регулятор, имеет место. Нужно только понять, какие будут последствия для каждой области, чтобы показать общественности, каким будет влияние этой методологии на конечного потребителя. Сколько будет для промышленных потребителей, сколько – для населения. Показать, будут ли пересмотрены тарифы для населения”, – отметил он.
По его словам, открытые слушания – это важная составляющая всей процедуры установления тарифов для распределительных компаний.
“Нужно, чтобы все компании, которые будут подавать документы в соответствии с методологией регулятора, прошли процедуру открытых слушаний. Они должны сразу показать, насколько повысят тарифы, как это повлияет на потребителя и, главное, показать преимущества”, – сказал он.
При введении RAB-регулирования увеличивается ответственность по определенным требованиям, в первую очередь, это касается качества услуг, например, отключений электроэнергии, отметил В.Евдокимов.
По его мнению, в процедуре принятия RAB-тарифов самое главное – найти компромисс, золотую середину между компаниями – инвесторами, которые будут вкладывать деньги, и потребителями.
По его данным, при внедрении RAB-тарифов по некоторым областям увеличение по первому классу потребителей (промышленности) будет небольшое, в пределах 5-10%. В целом это соответствует повышению тарифов с учетом инфляции. В других регионах будет более существенное повышение, в зависимости от того, насколько изношены сети и оборудование. “Община должна видеть, куда пойдут деньги, каким будет эффект от этих вложений, сколько денег вложат собственники компаний”, – подчеркнул эксперт.
Нужно создать условия для того, чтобы инвестор, собственник компании, не выводил деньги за границу, а действительно вкладывал в сети, потому, что ему это выгодно, что он таким образом увеличит капитализацию и, соответственно, будущие операционные доходы. Все это очень важно для собственников компаний.
“Со стороны регулятора было бы правильно показать такие расчеты по каждой области, объяснить, какие при этом будут преимущества и недостатки. И рассказать, какие требования будут предъявляться со стороны регулятора после введения RAB-регулирования. И тогда, после комплексного решения всех этих вопросов, общественное мнение, наверное, изменится и многие поймут, что RAB-регулирование – это вовсе не страшное зло, как его сейчас рисуют”, – подытожил он. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)