Продолжается работа главного форума украинского рынка сжиженного газа LPG Ukraine 2018. Темами обсуждения второго дня будут вопросы, касающиеся строительства новых мощностей по хранению СУГ и внедрения систем контроля и учета топлива.
Отдельное внимание будет уделено борьбе с нелегальным рынком, который стал угрозой для всех цивилизованных и прозрачных компаний.
Как с этим явлением боролись в соседней Польше, расскажет независимый трейдер Марцин Завиша, а о программе демонтажа незаконных АГЗП в Киеве поведает начальник управления контроля по благоустройству КГГА Тарас Панчий.
Enkorr ведет текстовую трансляцию конференции.
16:10 Организаторы поблагодарили участинков LPG Ukraine 2018.
“Следующая конференция LPG Ukraine будет юбилейной. Каждый год мы стараемся, чтобы было лучше, интереснее, комфортнее и уютнее. Уверен, что что-то придумаем и на следующий год”, – пообещал С.Куюн. “Можете не сомневаться!”, – добавил Артем Куюн.
16:00 Директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн поинтересовался у участников дискуссии, проводят ли городские власти проверки с большие сетевые АЗС на предмет их легальности?
“По той информации, которую мы получаем от участников Ассоциации, их проверяют и проверяют постоянно. Проверки ГФС проходят в компаниях постоянно, кассовую дисциплину, кассовые аппараты и декларации проверяют всегда. Количество участившихся проверок, как правоохранительных, так и контролирующих органов у них тоже выросло. Если пошла волна проверок, то она должна касаться всех участников этого рынка” – подытожила Неля Привалова.
15:30 Член комиссии по вопросам бюджета и финансов Днепровского городского совета Алексей Грек также поделился опытом борьбы с нелегальными заправками в г. Днепр. По его словам, в 2017 г. было демонтировано 53 незаконных объектов, в 2018 – 39.
“Мы переняли опыт Киева, но переняли его чуть позже. Начали демонтаж незаконных газовых, дизельных и бензиновых модулей только в 2017 г. В отличии от Киева, у нас нет ни одного судебного решения где бы оспаривалось наше решение о демонтаже нелегальной заправки” – отметил он.
По его оценкам ,сейчас в Днепре работают около 30 незаконных заправочных пунктов, большинство из которых дизельные. “В основном те люди, которые занимались продажами газа через нелегальные АГЗП, которые мы демонтировали, теперь начали работать на дизельных бочках”, – сказал А.Грек.
Также чиновник Днепровского горсовета отметил, что после кампании по очистке города от нелегальных АГЗП множество из них переместились за пределы города. “Теперь все эти нелегальные объекты переместились в область вокруг города. Есть населенный пункт, в котором 2 000 населения, но там 20 заправочных модулей установлено”, – добавил А.Грек.
15:15 От законодательных вопросов обсуждение перетекло к практическим моментам, а именно результатам борьбы киевских властей против нелегальных АГЗП, начатой три года назад.
В начале 2015 г. в Киеве действовало 300-400 АГЗП, не имеющих разрешительных документов. За эти три года после объявления “войны” нелегальным заправкам были демонтированы 275 станций, большинство из которых владельцы убрали сами.
На данный момент оспаривает действия властей фактически один оператор – “БАРС 2000”, который судится по 17 станциям. “Сейчас эти судебные процессы находятся в апелляционной и кассационной инстанциях. Надеемся, что после их завершения, мы возобновим меры воздействия на нарушителей”, – говорит начальник управления контроля за благоустройством КГГА Тарас Панчий, добавив, что городские власти уже заручились поддержкой органов прокуратуры.
“Было много противодействия, изъятия документов, уголовные дела, но мы шли дальше. Процесс пошел только когда началась системная работа, когда городские власти подписали меморандум о сотрудничестве с Нефтегазовой ассоциацией”, – отметил чиновник КГГА.
14:10 Вопрос введения лицензирования на рынке ожидаемо вызвал спор среди участников конференции. В частности, учредитель GT Group Владислав Колодяжный отметил, что более логичным было бы последовать опыту Польши, которая условием выдачи лицензии (концессии) установила наличие солидной банковской гарантии. В Украине же условием для получения лицензий есть предоставление целого ряда справок и других разрешительных документов, что имеет коррупционные риски.
“Минимум денег и максимум документов. Это большой путь к коррупции. Если это ничего не стоит, значит много стоит неофициально. Почему только эта модель взята за основу?”, – поинтересовался глава GT Group Владислав Колодяжный.
“Мы не предложили те (как в Польше) условия, которые помогли бы остаться на рынке только крупным компаниям. Мы предложили либеральный вариант, который заключается в том, чтобы все участники рынка работали в едином правовом поле. Кроме того, лицензирование – это возможность для тех, кто сейчас работает в сером и черном сегменте легализоваться”, – ответила Неля Привалова.
13:30 Президент НАУ Неля Привалова продолжила тему нелегального рынка топлива. Эксперт отметила, что в Украине действует множество схем, которые помогают недобросовестным продавцам уклоняться от уплаты налогов.
“Ведение деятельности по таким схемам подразумевает, что топливо продается отдельно от документов на него. По отчетности топливо проходит как проданное оптом юридическим лицам, но фактически оно реализуется в рознице за наличные – через АЗС, АГЗС, АГЗП без применения РРО”, – рассказала она.
Выходом из этой ситуации президент НАУ видит введение лицензирования рынка. “Цель – сделать рынок нефтепродуктов публичным. Ключевая идея, чтобы получение лицензии не было тягостным для бизнеса, но при этом за работу без лицензии должна быть серьезная ответственность. Наша цель, чтобы этот рынок был прозрачным и чтобы все участники этого рынка стали публичными и прозрачными”, – отметила Н.Привалова.
Перечень компаний, которые имеют лицензии на торговлю, хранение или производство топлива будет находиться в открытом доступе на сайте ГФС с указанием всех мест торговли.
12:40 Тема борьбы с нелегальным сегментом рынка началась с того, как эта проблема была решена в Польше. Марцин Завиша, независимый трейдер из Польши, рассказал, как соседняя с Украиной страна смогла вытеснить теневой сегмент рынка и какие шаги были предприняты.
“Когда компании работают в разных условиях и не следуют одним правилам, конкуренция невозможна и такой рынок не может называться цивилизованным”, – начал свою презентацию независимый трейдер из Польши Марцин Завиша.
До вступления Польши в Европейский Союз, рынок СУГ, по его словам, совершенно никак не регулировался. “Каждый, у кого был газовоз, мог привозить газ и продавать его. Никаких ограничений не было. Никто не заботился о качестве газа”, – отметил он.
Правительство начало регулировать этот рынок в 2006 г. “Сначала ввели новый стандарт качества (EN 589). Также ввели достаточно высокие штрафы для АЗС за продажу несоответствующего этому стандарту газа. Затем в 2007 г. всех производителей и импортеров обязали формировать страховые резервы газа”, – отмечает М.Завиша.
Вскоре был введен режим лицензирования импорта топлива, в том числе СУГ. “Сегодня все импортеры СУГ в Польше обязаны получить концессию (лицензию). Чтобы получить лицензию, вы должны внести банковскую гарантию на 10 млн. злотых. Это приблизительно 2,5 млн. евро. Это значит заморозить эти средства, что любая компания себе позволить не сможет”. – отмечает эксперт. По его словам, в настоящее время только 45 компаний имеют лицензии на импорт топлива (тип лицензии OPZ), из которых газом занимаются 35 компаний.
Параллельно правительство ужесточило контроль над оборотом топлива внутри рынка и автоматизировали администрирование налогов по всей цепи поставки. По мнению М.Заваша, после всех этих изменений конкурентность и прозрачность польского рынка сжиженного газа многократно повысилась.
При этом равительство Польши продолжает совершенствовать систему контроля. “Компании, которые занимаются нелегальными продажами, всегда пытаются быть умнее правительства. Поэтому этот процесс не останавливается”, – отметил М.Завиша.
11:40 По словам менеджера ОККО, за 5 лет объем реализации сжиженного газа через сеть АЗС компании вырос на 280%. “За 5 лет сеть АЗС ОККО открыла 100 новых газовых модулей. В 2014 г. газ продавался на 148 АЗК. В этом году газовыми модулями оборудованы 250 комплексов”, – говорит В.Киндий.
11:30 На LPG Ukraine 2018 ОККО презентовала возможности своей новой Золочевской ГНС во Львовской области и пригласила участников рынка к сотрудничеству по хранению ресурса на этой станции.
Резервуарный парк ГНС составляет 2 тыс. куб. м. “Инвестиции в этот объект составили 4,6 млн. долларов”, – говорит Василий Киндий.
Также он анонсировал планы по строительству еще как минимум одной ГНС в других регионах.
“Нам для западного региона этих мощностей достаточно. Если брать по всей Украине, мы рассматриваем возможность строительства еще одной или нескольких ГНС в других регионах”, – говорит менеджер ОККО.
11:20 Руководитель департамента хранения нефтепродуктов ОККО Василий Киндий начал свой доклад о развитии рынка новых мощностей хранения СУГ в Украине. Всего, по его словам, общее количество ГНС в нашей стране составляет 60 единиц, из которых только половина работает на полную мощность. “Остальные 30 либо вообще не работают или маленькие (объемом 30-50 т), – отметил он, добавив, что общие мощности одновременного хранения на всех объектах составляют 40-45 тыс. т.
11:00 Тема по уровнемерам и расходомерам вызвала много вопросов, большинство из них касается того, как будет проходить процесс передачи данных с этих счетчиков в ГФС.
В частности, под каким товарным кодом операторы ГНС должны передавать смесь из резервуаров, если процесс блендинга, приготовления пропан-бутановой смести, не завершен.
“По такому резервуару нужно показать совокупный объем всех газов, загруженных в резервуар для приготовления смеси, и подать. А какой код бутан или пропан вы подадите – не важно, поскольку в системе администрирования предусмотрена возможность объединить группы газов с одинаковой ставкой акцизного налога”, – говорит президент НАУ Неля Привалова. Она отметила, что после завершения процесса приготовления компания подает заявку на изменение кода товара из условно пропана или бутана – на готовый продукт – пропан-бутановую смесь.
10:30 Президент НАУ начала свой доклад с требования оборудовать акцизные склады уровнемерами. “Введение этого требования несколько раз переносили, теперь до 1 июля 2019 г. уровнемерами или расходомерами должны быть оборудованы акцизные склады, общая вместительность которых превышает 20 000 куб. м, – говорит Н.Привалова.
Склады вместительностью топлива от 1000 до 20 000 куб. м должны быть оборудованы до 1 октября, а объемом менее 1000 куб. м – до 1 января 2020 г.
При сопоставлении показателей расходомеров и уровнемеров с системой электронного администрирования реализации топлива допускается отклонение не более 5% от объема или остатков топлива, или 2% от объема резервуарного парка. “Почему возникло это “или 2% от объема резервуарного парка”? Это касается светлых нефтепродуктов. Дело в том, что в случае если остаток топлива маленький, тогда 5% от этого остатка будет некорректным показателем для отражения реальной картины”, – отметила Неля Привалова.
Для сжиженного газа это отклонение допускается на уровне не более 15%. Данные передаются в ГФС ежедневно (кроме дней, когда акцизный склад не работает) не позже чем 23.59 следующих отчетных суток.
Штраф за каждый не оборудованный уровнемером резервуар, а также за каждую необорудованную АЗС или АГЗП составляет 20 тыс. грн. За повторное нарушение на протяжении года штраф составит 50 тыс. грн. За каждый непереданный в ГФС электронный документ – 1 тыс. грн.
10:15 Второй день открыла президент Нефтегазовой ассоциации Украины Неля Привалова. Ключевая тема ее доклада – системные изменения в Налоговый кодекс, принятые для того чтобы ликвидировать нелегальный сегмент топливного рынка. По оценкам НАУ, в теневом сегменте работают около 1500 АЗС, через которые реализуется порядка 40 тыс. т топлива. (Enkor/Энергетика Украины и мира)