На днях президенты Турции и России представили построенную подводную часть газопровода “Турецкий поток”, по которой “Газпром” собирается поставлять газ для турецких потребителей. Однако все еще неясно, где будет проложена его вторая нитка – в страны ЕС, и будет ли. Российский специалист по нефтегазовому рынку, партнер информационно-консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин прокомментировал “Апострофу” перспективы проекта и их возможное влияние на газовый транзит через Украину.
Чтобы запустить “Турецкий поток”, нужно еще построить 180 км трубопровода по территории Турции и, как минимум, соединить трубу с турецкой газотранспортной системой. Так что это еще даже не начало.
Турция торговалась, выбивала себе привилегии. “Газпром” был вынужден пойти на значительные уступки. Во-первых, заплатили Турции $1 млрд. якобы за переплату за российский газ в 2014-2015 годах – фактически сделали скидку больше, чем на 10,5%. По будущим ценам на газ также была достигнута договоренность: Россия будет продавать его Турции со скидкой. Турки торговались и получили свою выгоду.
Куда пойдет труба из Турции – пока этот вопрос завис в воздухе.
Давайте посмотрим на Болгарию. Чтобы из Болгарии “Турецкий поток” пошел дальше в Сербию, необходимо построить в Болгарии фактически новый газопровод. В Болгарии есть кольцо газопроводов. Те крупные магистральные газовые трубы, которые идут сейчас из России через Украину, Румынию и Болгарию в Турцию, можно “развернуть”, это не очень сложная операция. Но Румынии этот газ не нужен. Зачем Болгария будет посылать газ в Румынию?! Значит, нужно строить новую трубу – не в Румынию – а Сербию.
Кстати, в Сербии “Газпром” нанял итальянскую компанию Saipem, чтобы там получать разрешения на строительство, все урегулировать, сделав своими представителями. Но в Болгарию газ пока войти не может. Во-первых, у Болгарии нет денег на строительство такой новой трубы. “Газпром” предлагает кредит на строительство или оплатить своими собственными, с чем категорически не соглашается Европейская Комиссия. Она говорит, что это нарушает все правила, потому что это будет уже газпромовская труба. Этот вопрос не решен.
Кроме того, Европейская Комиссия говорит, что прокачивать по этой трубе исключительно российский газ – нарушение и монополизм. Это означает, что по требованию Европейской Комиссии болгары должны покупать газ еще на территории Турции, либо же его должна купить Турция и продавать дальше. Для этого у компании “Булгаргаз” нет ни денег, ни персонала, который умеет это делать, ни опыта. То есть этот путь для “Булгаргаз” тоже закрыт. Значит, “Булгартрансгаз” не в состоянии без денег построить трубу через Болгарию, а “Булгаргаз” – не в состоянии покупать и перепродавать российский газ.
Эти проблемы не решены. Получается повторение старого сценария: когда “Газпром” начинал строить “Южный поток” и уже вложил в этот проект $17 млрд., закупил трубы для морской части, сложил их в Болгарии, не было никакого решения от Евросоюза. То есть это фактически перевод денег впустую. Тем более, что часть труб на территории России пришлось снова выкапывать. Повторяется некрасивая картина: это очень дорогостоящий авантюризм без расчета, куда пойдет газ и как будут использованы вложенные деньги.
Пока с европейской стороны нет никаких сигналов, что вторая нитка “Турецкого потока” пойдет в Болгарию и пройдет дальше.
Представим себе, что ее все-таки дотянут через Сербию и Словакию до Австрии, где она соединится с газом из России по “Северному потоку-2”, то есть Украину возьмут в кольцо, как и планировал Путин. Но не получается – по нескольким причинам.
Причина номер один: Италия, крупнейший на южном направлении партнер “Газпрома” по приобретению российского газа, хочет получать газ не по каким-то новым потокам, а по прежнему маршруту через Украину. Ей не нравится “Северный поток-2”, она не хочет, чтобы Германия распоряжалась ее поставками газа.
Причина вторая: сколько бы “потоков” “Газпром” не построил, он не способен обеспечить на этих потоках гибкость поставок. Поскольку поставки – это не постоянная величина, и объемы могут меняться в течение суток, недели, месяца, посезонно, необходимо очень гибкое реагирование на изменение спроса. “Потоки” на это не рассчитаны. Это можно делать только в сотрудничестве с Украиной, где газотранспортная система, во-первых, уже имеет опыт обеспечения такой гибкости, и, во-вторых, у Украины есть мощности по подземному хранению газа, которые можно использовать для такой гибкости.
Без Украины “Газпром” сорвет свои обязательства перед европейцами в случае повышения спроса – мгновенного или сезонного. Так что украинский транзит все равно для “Газпрома” останется. Вопрос только в объеме – это очень чувствительный момент. Потому что если “Газпром” гарантирует Украине по новому транзитному соглашению 15-20 млрд. куб. м в год, этого недостаточно, чтобы поддерживать украинскую газотранспортную систему в рабочем состоянии. Для этого нужно по меньше мере 35 млрд., а возможно, даже 50 млрд. куб. м в год, чтобы она работала эффективно и по-прежнему выполняла свою функцию. Так что здесь вопрос тоже пока повис в воздухе.
Известно, что еще 1 декабря 2014 года Путин поручил “Газпрому” вступить в переговоры по заключению нового транзитного соглашения. До сих пор вопрос не решен. И, как ни печально это говорить, по вине Украины. “Газпром” совершенно справедливо спрашивает: “С кем вести переговоры?”. Украинская сторона приняла решение о выведении газотранспортной системы из структуры “Нафтогаза Украины” и должна поручить ее компании, которая будет независимым оператором, – как предписывают европейские правила борьбы с монополизмом. Но мы видим, что орган, который должен вести переговоры с “Газпромом” и быть оператором газотранспортной системы, не сформирован. Без участника с украинской стороны никакого транзитного соглашения с “Газпромом” подписать не удастся. (Михаил Крутихин, экономист, Апостроф/Энергетика Украины и мира)