Новая модель рынка электроэнергии должен заработать в начале июля 2019 г. Кардинальное обновление правил работы рынка изменит и подходы к ценообразованию на электроэнергию.
Установление тарифов на электроэнергию национальным регулятором будет заменено на биржевые торги и договорное ценообразование между продавцами и потребителями.
Новый подход к ценообразованию на электроэнергию будет означать и уход от применения “Роттердам +”.
За два года применения, среди всего прочего, эта формула превратилась фактически в инструмент борьбы внутри страны. В том числе и политической.
Мы стали свидетелями целой серия взаимных обвинений представителей компаний, экспертов, политиков и официальных лиц.
Но в войне не бывает без жертв. Не обсуждая их деталей применения подхода импортного паритета для ценообразования на электроэнергию, следует понимать, какие последствия этих публичных метаний копий оппонентов и сторонников “Роттердам +”.
Начиная с марта 2017 НАБУ расследует возможный преступный сговор в формулировании и утверждении порядка тарифообразования.
Расследование началось по иску нардепа Виктора Чумака, который даже объявил о планах участвовать в президентской гонке. И
Нина группа депутатов зарегистрировала законопроект, который предусматривал изменение подхода к це-нообразованию. За ним цена должна быть ниже, чем за “Роттердам +”.
Однако НАБУ не только не обнародовали существенных предварительных результатов расследования, но и засекретило часть материалов. Вспыхнула “война экспертиз”.
Три экспертизы назвали формулу обоснованной, НАБУ ссылается на определенные экономические выво-ды, не раскрывая источник их происхождения.
Внутренняя борьба не может не отразиться на инвестиционной привлекательности отрасли. Иностранные инвесторы осознают, что введение рынка может быть отложенным, а тариф может измениться отдельным законом в парламенте, поэтому ничто не гарантирует эффективной работы инвестиций.
Список участников конкурса по приватизации “Центрэнерго” – неплохое тому подтверждение. Ни одного предложения из стран ЕС или США, где привыкли жить по прогнозируемым правилам.
Безусловно, значительную роль в этом сыграло расшатывание ситуации вокруг так называемого “дела” Роттердам + “.
Инвесторы понимают, что покупка “Центрэнерго” – это пропуск к тарифному болота, с которым станешь за-ложником противостояния. Фактически это дело сделала сферу тепловой энергетики еще более токсичным для западных инвесторов.
Другая составляющая борьбы – политическая, что особенно актуально в преддверии президентских и пар-ламентских выборов. Тему “Роттердама +” использовать политики с призывами о необходимости снижения тарифов.
Ее уже использовали против президента Порошенко, которого обвиняли в заинтересованности таким под-ходом к тарифообразования.
После официального старта президентской кампании тема цен на энергоносители будет раскручена с но-вой силой. А потому не устанут говорить и о “Роттердам +”, что вносить новую и новую разбалансирован-ность в жизни политикума и общества в целом.
Нельзя исключать, что иметь место отсрочка полноценного запуска новой модели рынка электроэнергии, как это уже произошло с газовым.
Закон о рынке природного газа принято еще в 2015 году, а единого уровня цен на газ в стране, который формировался бы на основе внутренних торгов, и нет.
Такая же судьба может ожидать и рынок электрической энергии, если отмена кросс-субсидирование будет откладываться.
Если же решение о введении рынка видтерминовуватиметься, то будет продолжаться и внутренняя борьба с использованием темы “Роттердам +”.
И спекулировать на этой теме прежде всего те политики, которые прославились популистов, обещая снижение тарифов быстро и навсегда. (Андриан Прокоп, эксперт по вопросам энергетики Украинского институ-та будущего, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)