По итогам января 2019 г. задолженность населения за услуги ЖКХ превысила 62 млрд. грн. Впору запускать в Киеве на Майдане специальное электронное табло, которое будет показывать, сколько украинцы должны государственным либо коммунальным предприятиям за потребленный газ и тепло.
Ну, или частным компаниям одной ФПГ – за электроэнергию. Получится почти аналог счетчика национального долга, который установлен в Манхэттене (Нью-Йорк) недалеко от Таймс-сквер и отображает изменяющуюся в реальном времени сумму задолженности США. В 2008 году, когда размер долга превысил 10 трлн. долл., счетчик “сломался” – закончилась разрядность. Учитывая темпы роста долгов населения по коммунальным платежам, в Украине “разрядность” изначально нужно установить с запасом.
Ведь еще в начале года мы говорили о катастрофическом росте коммунальных долгов до 55 млрд. грн. Не прошло и месяца, как сумма выросла почти на 7 млрд. грн.
Динамика задолженности населения за услуги ЖКХ подтверждает наличие нескольких устойчивых закономерностей: в период максимального роста начислений (декабрь – март), что вызвано спецификой отопительного сезона, происходит закономерный рост долгов физических лиц. Украинцы, которые не получают от государства субсидиарной поддержки, попросту откладывают уплату долгов за коммуналку “на потом”. С середины весны и по начало осени (апрель – сентябрь) потребители коммунальных услуг постепенно отдают долги и на старт нового отопительного сезона выходят в ноль. Так должно быть в правильной ценовой модели коммунальной системы в масштабах страны. И так частично и было. Но в прошлом году ценовая модель на рынке коммунальных услуг окончательно превратилась во взбесившийся калькулятор: рост долгов в январе – марте 2018-го составил 10,7 млрд. грн., а летнее погашение задолженности – 5,7 млрд. грн., или чуть более 55%. Снежный ком задолженности начал активно формироваться.
Но в этом году ситуация с долгами из разряда арифметической прогрессии превратилась в геометрическую. Или в числовой ряд Фибоначчи, где каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Здесь кому что нравится. Правительство “зафибоначчило” любимому электорату такие тарифы, что сумма начислений за услуги ЖКХ в январе 2019-го составила 21 млрд. грн., в то время аналогичный показатель в январе 2018-го равнялся 14,5 млрд. грн. Рост финансовой нагрузки на население составил 45%! И это в два раза выше темпов увеличения цены на “социальный” газ. Конечно, нужно делать поправку на температурную карту, но в любом случае в текущем январе явно не наступил новый ледниковый период, чтобы объяснить такой рост цифр в платежках погодными условиями.
Сумма платежей населения при этом выросла до 15 млрд. грн. (годом ранее – почти 10 млрд. грн.), то есть фактическая оплата начислений увеличилась в полтора раза. Но даже при таком напряжении населения и субсидиарных статей государственного бюджета задолженность за первый месяц составила 5,9 млрд. грн., увеличившись на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (4,6 млрд. грн.).
Срабатывает главный принцип тарифной антиутопии, или “клетки, гуляющей в поисках птички”: платим больше – больше и должны.
В нынешней ценовой парадигме рост задолженности в зимние месяцы может увеличиться до 20-25 млрд. грн., а возможность населения летом погашать долги не превысит 6-8 млрд. грн., то есть прирост уровня задолженности на начало следующего отопительного сезона составит примерно 15 млрд. грн., увеличившись до 80 млрд. грн. Ну а весной 2020 года имеем все шансы перейти отметку в 100 млрд. грн. Именно столько могут составить долги населения по коммунальным платежам.
Уровень оплаты услуг ЖКХ в январе текущего года составил в среднем по стране 72%. Если посмотреть на данный показатель в зависимости от видов услуг, то самый низкий показатель оплат – это платежи за центральное отопление и горячую воду (62%), На втором месте в этом антирейтинге – платежи за газ (74,9%).
В абсолютных цифрах долги за отопление и горячую воду в январе 2019-го составили 3,2 млрд. грн. По газу (население) – 2,6 млрд. грн.
По регионам один из самых высоких уровней платежей зафиксирован в Винницкой области (более 93%), самый низкий – в Донецкой и Луганской (56 и 50% соответственно). Крайне низкие показатели оплаты в областях с крупными мегаполисами: в Запорожской (68%), Днепропетровской (65%), Одесской (69%), Харьковской (69%).
То есть модель с монопольно высокими тарифами и топорной системой субсидирования еще так-сяк работает в аграрных областях с небольшими городами, где есть возможность перейти на индивидуальные системы отопления, но абсолютно неприменима в городах миллионниках (Харьков, Днепр) и мегаполисах поменьше, таких как Одесса, Запорожье. Даже в Киеве уровень оплат коммунальных счетов составил в январе 73,7%, хотя показатель средних зарплат в столице в 1,2-1,5 раз выше, чем в регионах.
На данный момент 46%, или 29,1 млрд. грн., это долги населения за газ и 20 млрд. грн. (32%) – за отопление и горячую воду. То есть 78% задолженности населения, или почти 50 млрд. грн., составляют платежи, где газ украинской добычи является либо предметом купли-продажи, либо основным тарифообразующим элементом.
Таким образом, равно как искусственно завышенная цена на газ стала источником лавинообразного роста долгов населения за коммуналку, так и формирование справедливых тарифов на газ станет источником реструктуризации образовавшегося долгового клубка.
В масштабах всей страны население заключило 3,6 тыс. договоров на реструктуризацию суммы задолженности за услуги ЖКХ на общую сумму аж 22 млн. грн. Сравним с 6 млрд. грн. новой задолженности за тепло, газ, воду и услуги по содержанию многоквартирных домов. Разрыв в 270 раз! В январе 2019-го по договорам реструктуризации было заплачено населением 15 млн. грн. “живых” денег.
Таким образом, потребитель полностью демотивирован не только платить текущие счета, но и погашать старые долги.
И выводы. Тарифная система поломалась в трех местах. Сумма задолженности в 62 млрд. грн. превысила размер субсидий, заложенных в государственном бюджете на текущий год (55 млрд. грн.), то есть точка невозврата уже пройдена. В ближайший год размер долгов населения вырастет в полтора раза и достигнет 100 млрд. грн.
Способность потребителей услуг за счет летней передышки погашать зимние долги за тепло и газ уже исчерпана. Даже в контексте уровня тарифов прошлого года финансовый разрыв в части максимального потенциала населения по выплате текущих долгов сократился до 50%. Но проблема еще и в том, что тарифы продолжают расти. Как следствие, уровень платежей в январе нынешнего года хоть и вырос до 72% (с 68% годом ранее), но сама задолженность за коммуналку при этом возросла на 28%. То есть при нынешних тарифах для того, чтобы рост ежемесячной задолженности в абсолютных цифрах находился на уровне 2018-го, удельный вес фактических платежей населения должен возрасти до 80%, а это априори невозможно по причине несоответствия платежеспособного спроса уровню предлагаемых цен на коммунальные услуги.
Система съела сама себя: если бы тарифы не увеличились, то фактических платежей, зафиксированных в январе 2019 года, хватило бы не только на оплату выставленных платежек, но и на погашение долгов в размере 0,6 млрд. грн.
Это говорит о том, что проблему долгов за ЖКХ нельзя решить простым списанием. И ее не нужно усугублять дальнейшим ростом тарифов. Ее можно поступательно в течение 3-5 лет решить “антишоковой тарифной терапией” в виде замораживания тарифов на нынешнем уровне на пятилетний период и параллельным стимулированием роста доходов населения.
В таком случае через пять лет в Украине число субсидиантов могло бы сократиться до 10-15% домохозяйств, и способность к погашению старых долгов выросла бы с нынешних 50% до 120-130%, то есть население не только могло бы летом рассчитываться за зиму, но и погашать до 20-30% старых долгов. Осталось дело за малым: найти того, кто смог бы пройти между Сциллой и Харибдой “реформаторства” и “популизма”. (Алексей Кущ, 112/Энергетика Украины и мира)