“Зеленый” тариф снова на повестке дня. Министерство энергетики настаивает на запрете строительства на земле домашних солнечных электростанций. Какие аргументы у министерства, и чего ждать владельцам малых генераций.
Благодаря “зеленому” тарифу, который является одним из самых высоких в Европе, в Украине в последнее время происходит стремительное развитие альтернативной энергетики. Однако такая ситуация требует кардинального пересмотра.
С одной стороны, страна наращивает производство и движется в направлении декарбонизации и перехода к чистой энергии.
С другой стороны, “зеленый тариф”, который был утвержден еще 10 лет назад, уже не отражает реальную стоимость, которую нужно инвестировать в строительство солнечной или ветровой станции. Расходы с тех пор уменьшились в разы, а льготный тариф для производителей остается на том же уровне, чем пользуются крупные производители вроде Рината Ахметова.
Верховная Рада даже подготовила законопроект, который уменьшает “зеленый” тариф и вводит систему аукционов. Пока документ в работе.
Теперь, как оказалось, Министерство энергетики имеет ряд замечаний к законопроекту и просит дополнить его “критически важными для развития отрасли” поправками.
Одна из самых резонансных поправок – это запрет строительства на земле домашних солнечных электростанций. В Минэнерго считают, что их размещать надо только на крышах или фасадах домов.
В министерстве утверждают, что строительство частных СЭС переросло в высокорентабельный бизнес и создает дополнительную финансовую нагрузку на других потребителей и ухудшает нормативные показатели электроэнергии.
Почему министерство решило ограничить установления “домашних” солнечных электростанций, обоснованы их выводы и что об этом думают профильные эксперты
Потребитель – не производители
20 декабря 2018 в первом чтении был принят законопроект №8449-д, направленный на обеспечение конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников. Среди прочего он предусматривает введение системы аукционов, которые должны привести к оптимизации расходов на поддержку альтернативной энергетики.
В последнее время депутаты и чиновники занимались подготовкой этого проекта закона ко второму чтению. 27 февраля парламентский Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса одобрил документ в доработанном варианте. Его рассмотрение во втором чтении ожидается в ближайшее время.
Впрочем, накануне в СМИ попал письмо, в котором министр энергетики Игорь Насалик просит о помощи премьера Владимира Гройсмана относительно упомянутого законопроекта. В частности, в обращении отмечается, что часть важных поправок не была учтена комитетом.
Всего в письме восемь предложений, но больше других внимание общественности к себе привлекла правка №3. Ее суть заключается в следующем: предлагается запретить устанавливать домашние солнечные электростанции на земле и позволить это делать только на крышах или фасадах домов.
В Минэнерго такую инициативу объяснили заботой о потребителях. Мол, в противном случае произойдет рост тарифа на электроэнергию для всех потребителей и ухудшится качество снабжения.
Насалик настаивает на том, что инвестиции потребителей в строительство солнечных электростанций должны иметь одну цель – компенсацию собственного потребления, так как “это потребители, а не производители”.
В Украине, утверждает министр, имеют место злоупотребления. “Многие частные СЭС устанавливают не для компенсации собственного нагрузки, а исключительно для заработка за счет других потребителей”, – отмечает он.
“Агрегированные на частных земельных участках СЭС в профицитных энергорайонах приводят к ухудшению показателей качества электроэнергии и безопасности поставок. То есть потребитель производит электричество, которое ему не нужна. И за эту” ненужную “электроэнергию другие потребители должны платить по 5,4 грн. за кВт-ч”, – подчеркивают в Минэнерго.
В свою очередь председатель “Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг” Андрей Герус считает, что именно домашние частные СЭС несут наименьший вред и имеют больше пользы для энергосистемы.
По словам эксперта, мелкая рассредоточенная генерация приближена к потребителю – средний размер такой солнечной станции сейчас составляет 21 кВт.
“Именно такие СЭС способствуют энергоэффективности, потому что в сеть можно продавать только избыток электроэнергии (после собственного потребления), то есть прямой экономический стимул экономить. Кроме того, это развивает средний класс, который может инвестировать 15-20 тыс. долл. в такие проекты”, – говорит Герус.
Сколько денег собирают домашние электростанции
Для лучшего понимания ситуации на украинском рынке “зеленой энергетики” предлагаем обратиться к статистике.
Она свидетельствует, что общий объем возобновляемых источников энергии в Украине в начале 2019 составил 2,2 ГВт. Из них наибольшая доля приходится именно на “солнечную” энергетику – 1389 МВт, ветроэлектростанции – 533 МВт.
Только за 2018 было введено новых 813 МВт мощностей. Сейчас доля энергии из возобновляемых источников (ВИЭ) составляет около 2% всей генерации, а ее стоимость – почти 9% оборота на рынке электроэнергии.
Растет при этом и количество домохозяйств, устанавливают домашние электростанции. По данным Минэнерго, ежеквартально этот рост составляет 34% и на сегодня их более 7,5 тыс. А суммарная мощность таких объектов составляла 160 МВт.
По словам Геруса, малые домашние частные СЭС – это лишь около 6% от всех “зеленых”. “Убирают они с рынка 900 млн. грн. в год. Это примерно 0,5% от всех денег энергорынка”, – отмечает эксперт.
При этом промышленные “зеленые” солнечные и ветростанции забирают с рынка 15 млрд. грн. или 8% от всех денег энергорынка.
“Общая мощность таких крупных СЭС и ВЭС составляет более 2000 МВт – работают они по” зеленому “тарифу, который в 2-3 раза выше, чем в Европе. Почему же промышленные” зеленые “тарифы так не взволновали Минэнерго, как мелкие домашние частные СЭС, которые забирают до 0,5% денег энергорынка? “, – отмечает Герус.
У Насалика тезис о том, что Минэнерго “обслуживает интересы владельцев промышленных СЭС” отвергают: “Первым пунктом предложений (в письме к Гройсмана) является требование установить полную ответственность за небаланс для крупных производителей ВЭС и СЭС”, – отмечают в министерстве.
“Это требование идет вразрез с краткосрочными интересами крупных компаний, поскольку приведет к дополнительным расходам на урегулирование собственных небалансов, которые в противном случае в будущем тяжелым бременем лягут на плечи потребителей”, – заверили в Минэнерго.
Что дальше
Эксперт реанимационное пакета реформ по вопросам энергоэффективности Святослав Павлюк считает, что вопрос индивидуальных и крупных электростанций надо рассматривать комплексно.
“Если мы продолжаем политику строительства крупных станций на десятки и сотни МВт, то они значительно больше разбалансируют сеть, чем частные станции до 30 кВт. Если Украине нужна новая рассредоточенная генерация, и нам сейчас проще делать это на земле в пределах 30 кВт, я не вижу в этом больших проблем “, – заявил он.
“На данном этапе я бы оставил все как есть. В принципе эта цифра в 30 кВт является разумной. По моему мнению, ставить мелкие станции гораздо умнее, чем большие по десятки и сотни МВт, когда выходят крупные инвесторы и занимаются мародерством зеленого тарифа”, – добавил Павлюк.
По техническим проблемам и злоупотреблений, Герус отмечает, что большинство украинцев устанавливают СЭС там, где живут, и ничем не злоупотребляют. “Если же где-то есть отдельные случаи или перекосы, то они не могут решаться полным запретом для всех”, – считает эксперт.
По мнению Павлюка, единственное, что технически может влиять на целесообразность введения ограничений – это то, насколько малые станции дезорганизуют работу региональных сетей.
“Я бы принимал во внимание предостережение электрических сетей скорее, чем рекомендации министерства. Это, по-моему, единственный аргумент, на основе которого надо делать выводы. Если есть дезорганизация работы местных сетей, то в принципе можно пойти к сокращению. Если нет, то я бы этого не трогал “, – говорит Павлюк.
В Минэнерго отмечают, что размещение станций на крышах и фасадах – один из механизмов приближения генерации в собственного потребления.
“Поэтому мы поддерживаем развитие малой рассредоточенной генерации, приближенной к узлам нагрузки и расширения установленной мощности СЭС/ВЭС домохозяйств до 50 кВт”, – заявили в министерстве.
Будут поддержаны эти изменения? По мнению Павлюка, в ближайшее время это маловероятно. “Я не думаю, что перед выборами такой сценарий возможен”, – подытожил он. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)