2018 стал годом развития e-scooter sharing. По данным Mobility Forsights, в США и ЕС для шеринга доступно свыше 100 тыс. электросамокатов в более чем 90 городах.
Рынок захватывают американские стартапы Bird и Lime.
Пользователи быстро приняли технологию – кривая роста потребительского спроса за 2018 год была почти вертикальной.
Инвесторы проявили интерес к новому быстрорастущему рынку – Bird и Lime в рекордные сроки стали “единорогами”. По данным Crunchbase, за время существования Bird привлек 718 млн. долл. инвестиций, Lime – 777 млн. долл.
Последний раунд инвестиций Lime провел в феврале 2019 года, получив 310 млн. долл. от группы инвесторов, среди которых был и фонд GR Capital.
Рассмотрим, в чем суть sharing-подхода, какие перспективы ждут рынок и с какими препятствиями сталкиваются сервисы.
Последняя миля
E-scooter sharing – совместное использование электросамокатов за определенную плату. Сервисы работают через мобильное приложение. Скачав его, пользователь видит ближайшую точку шеринга на карте. Чтобы начать поездку, нужно сканировать QR-код на нем.
Отличие шеринга от аренды в том, что последняя предполагает использование транспортного средства в течение нескольких часов, дней или недель. Шеринг же подходит только для одной поездки на небольшое расстояние.
Компании, занимающиеся e-scooter sharing, фокусируются на “проблеме последней мили” – небольшом расстоянии между транзитной точкой, например, станцией метро и домом или офисом. Это расстояние слишком велико, чтобы пройти его пешком, и слишком мало, чтобы ехать на машине.
Во многих городах есть удаленные от общественного транспорта районы. Например, в Нью-Йорке много “транзитных пустынь”, где спрос на транспортные услуги превышает предложение.
Согласно исследованию Lime, 58% жителей Нью-Йорка с низким уровнем дохода используют метро и автобусы как основной вид транспорта, при этом тратя около 10% средств на транзит. Шеринг электросамокатов позволил бы малообеспеченному населению снизить расходы на транспорт.
В Окленде, Новая Зеландия, сервис запустили в октябре 2018 года. По данным Lime, в декабре 2018 года 56% пользователей сообщили, что использовали Lime для последней на момент опроса поездки в школу или на работу.
В Мехико, где Lime пустился осенью 2018 г., шеринг электросамокатов увеличил мобильность населения. Город является одним из самых густонаселенных в мире, и его жители вынуждены проводить часы в пробках.
E-scooter sharing в США и ЕС
E-scooter sharing распространился как услуга в 2017 году в США. Три лидирующие компании на рынке – Lime, Bird и Spin. Компанию Spin запустили в 2016 году, а Lime и Bird – в 2017 году. Все эти проекты заявляют, что одна из их основных целей – повлиять на экологическую обстановку.
Также они стремятся вписываться в городскую среду. Например, Lime просит пользователей оценить, насколько хорошо припаркован каждый самокат, основываясь на фотографиях, которые необходимо отправить в конце поездки.
Он также предлагает субсидированные поездки в рамках программы LimeAccess для людей с низким доходом. Стоимость поездок в таких сервисах – от 15 центов за милю плюс 1 долл. за использование самоката.
В ЕС стоимость схожая: 1 евро за начало поездки и 15 евроцентов за каждую минуту. В декабре 2018 года лидером по использованию sharing-сервисов электросамокатов был Париж, на втором месте – Берлин. Законодательство Великобритании пока не позволяет сервисам выйти на улицы Лондона.
Эстонская компания Bolt, ранее известная как Taxify, запустила платформу для scooter sharing компаний в Париже и Мадриде, сообщает CNBC.
Экологичность и удобство
Электросамокаты сравнительно дешевы и напоминают развлечение для детей. Именно поэтому есть мнение, что у этого рынка нет будущего.
Однако использование электросамокатов повышает мобильность населения. Они удобнее автомобилей в поездках на короткие расстояния.
Эти средства передвижения отличаются небольшими габаритами, экономят время, которое тратится на парковку и поиск места, и обходятся гораздо дешевле в обслуживании. Кроме того, электросамокаты экологичны.
Электрический самокат расходует в три раза меньше электроэнергии, чем трамвай, и в 18 раз более энергоэффективен, чем Tesla Model S.
Проблемы рынка
Как и у любой новой отрасли, у шеринга электросамокатов есть вызовы.
Отсутствие внятного регулирования вопросов безопасности. Электросамокаты – отдельный вид транспорта, для которого должны быть выделены дорожки и парковочные места. Передвижение должно быть безопасным, а езда по тротуару – регламентирована.
Однако государственного регулирования этих вопросов нет. К тому же, в США законодательство разных штатов может создавать дополнительные трудности.
Так, в Вашингтоне компаниям нужно получать платное разрешение, если их транспорт занимает общественное пространство. В Нью-Йорке вообще запрещено использовать устройства с мотором для передвижения стоя.
Мошенничество и вандализм. Клиенты часто заезжают на самокате в кафе или магазин. Платить за пользованием самокатом, который стоит на месте, нецелесообразно, но если отключиться от него, он отобразится на карте в приложениях других пользователей как свободный – они смогут его забрать.
Поэтому клиенты идут на хитрость: отправляясь в супермаркет на 10-15 минут, отключаются и прячут электросамокаты в кустах, подвалах и закоулках, чтобы следующие пользователи не могли их найти.
Более серьезная проблема – вандалы, которые сжигают, ломают и портят электросамокаты. Созданный в Лос-Анджелесе инстаграм-аккаунт Bird Graveyard, у которого 80 тыс. подписчиков и более 300 публикаций, просит подписчиков присылать видео и фото испорченных электроскутеров.
Также самокаты воруют, отсоединяя навигаторы, а затем перепродают.
Короткая “жизнь” электросамоката. Сейчас это ключевая проблема. В США сервисы начали распространяться с Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, где климат позволяет пользоваться самокатом круглый год. Для жителей регионов с холодной зимой электросамокаты пока не самый оптимальный транспорт.
Будущее сервисов
Управляющий партнер фонда a16z Эндрю Чен уверен, что сервисы электрический скутеров – это next big thing, и они могут изменить городской транспорт так же, как Google изменила интернет.
Чен считает, что пользователи рассматривают электросамокаты как альтернативу хождению, потому что те доступны по цене, удобны в управлении и подходят для коротких дистанций.
Мы в GR Capital думаем, что e-scooter sharing, в первую очередь, изменит способ передвижения пользователей на короткие расстояния. (Денис Дмитренко, инвестдиректор фонда GR Capital, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)