Чего хотят страны-участницы нефтяной войны, и кто будет победителем?
Цен на нефть после временного восстановления, продолжают падать. 13 марта фьючерсные контракты на май для нефти марки WTI и Brent торгуются в соответствии $21,3 и $34,3.
Именно так стоимость “черного золота” реагирует на увеличение объемов добычи саудитов.
Такой обвал цен – это фактический ответ на полное игнорирование Россией многочисленных просьб принца Абдулазиза и короля Саудовской Аравии, которые они высказывали во время многомесячных безрезультатных переговоров, посвященных вопросам сокращения объемов добычи нефти странами ОПЕК +.
- Что же такое ценовая война и можно ли в ней победить?
Ценовая война – это предложение товара по цене ниже рыночной, которая в свою очередь формируется под влиянием спроса и предложения.
Цель войны – нанести вред ключевым производителям и побудить их принять конкретные экономические или политические меры.
Обычно речь идет о товарах и рынках, которые являются стратегическими для государства, для решения которого хотят повлиять.
В экономической литературе это явление называют демпингом или политикой разорения соседа, а тот, против кого она направлена, или уступает, или несет большие потери.
Обесценивание китайской валюты является ярким примером ценовой войны. Пекин старается не отвечать Америке и Европейскому Союзу путем повышения стоимости своей валюты, поскольку идет девальвация юаня ведет к увеличению китайского экспорта.
Именно это заставило Соединенные Штаты прибегнуть к отказу от политики сильного доллара в период 2000-2010 гг. Кроме того, Европа и Америка ведут ценовую войну, оказывая поддержку сельскохозяйственного сектора, и экспортируя свою продукцию на мировой рынок по ценам, ниже реальной стоимости.
Они отказываются обсуждать этот вопрос во Всемирной торговой организации с момента ее создания. Саудовская Аравия в 2014 г. попыталась реализовать стратегию ценовой войны, но это не имело результата.
Тогда саудиты планировали задушить американскую сланцевую революцию, заполнить рынки собственной нефтью, создать излишки и добиться падения цен с целью вернуть себе позиции глобального игрока.
Лишь с середины 2014-го, когда Саудовская Аравия начала реализацию стратегии по возвращению себе доли на рынке, и до августа 2017 г., когда она начала переговоры с Россией по соглашению ОПЕК +, общий объем добычи нефти в США вырос на полмиллиона баррелей в день.
И этот рост объемов добычи произошло за тот период времени, в течение которого более 200 нефтегазодобывающих компаний прошли через процедуру банкротства. На поверхности лежит экономический аспект нынешней ценовой войны, хотя есть и другие факторы.
В первую очередь это касается усиления роли России на Ближнем Востоке, а также безрезультатности экономических санкций, введенных США и ЕС в отношении Москвы с 2014 г.
Между прочим, по данным Стокгольмского института мира по 2019, Саудовская Аравия заняла третье место в мире по расходам на вооружение примерно с 67,6 млрд. долларов, в то время как Россия заняла шестое место, потратив 61,4 млрд. долларов.
Несомненно, в этом году показатели по закупке оружия участников ценовой войны на рынке нефти будут, скорее всего, другими.
- Что значит позиция России?
Позиция россиян на последней встрече ОПЕК + означает фактический выход этой страны из договоренностей и создание новых возможностей для “Роснефти” и других компаний неконтролируемо увеличивать добычу нефти и ее долю на глобальном рынке.
В краткосрочной перспективе Россия вообще иметь благоприятные позиции для того, чтобы пережить падение цен на нефть.
Несмотря на то, что базовая цена нефти, при которой российский бюджет был сбалансирован, находится на уровне 42 долларов за баррель, Фонд государственного богатства накопил несколько млрд. долларов на черный день.
Дефицит бюджета Саудовской Аравии в 2020 г. оценивается в $49,8 млрд., что эквивалентно 6,4% ВВП.
Что касается России, то в ее бюджете этого года был отмечен профицит в размере $13,6 млрд.
Кроме того, Саудовская Аравия прогнозировала свой бюджет, исходя из цены на баррель нефти примерно в $55, тогда как Россия учитывала цену на уровне $42,4.
Как следствие, возможные убытки в ходе ценовой войны на рынке нефти будут более серьезными для экономики Саудовской Аравии, хотя пострадают обе страны.
Однако желание россиян нанести удар по сланцевой промышленности США может остаться просто пшиком.
Во-первых, такую стратегию попыталась реализовать Саудовская Аравия 2014 г., но это не имело результата.
Тогда саудиты планировали задушить американскую сланцевую революцию, заполнить рынки собственной нефтью, создать излишки и добиться падения цен с целью вернуть себе позиции глобального игрока.
Также невозможно исключать вариант спланированного расшатывание ситуации на рынках с целью обоснования создания возможностей для Путина переизбираться на новый срок.
- Насколько изменятся цены, и кто выиграет или проиграет от этого?
Будущее цен на нефть находится в руках потребителей с момента создания Международного энергетического агентства, и Америка имеет преимущество в процессе установления цен на нефть на международном рынке.
На фоне падения мировых экономических индексов по многим причинам, в том числе в связи с коронавирусом, цены на нефть, согласно прогнозам, останутся в пределах $35-40 за баррель.
Транснациональные компании – главные инвесторы на рынке нефти, они защищают свои интересы и не позволят ценам упасть до уровня, где начнутся настоящие потери.
Сегодня очевидно, что котировки нефти будет падать до тех пор, пока или Москва, или Эр-Рияд не прекратят это соревнование на выносливость, или пока североамериканские производители существенно не сократят объемы добычи.
В выигрыше будут находиться те компании, которые имеют возможность хранить большие запасы и как только нефть подорожает, они получат достаточную прибыль. Снижение было значительным, а значит, ожидаются цены гораздо лучше, чем 9 марта 2020 г.
Дело в том, что большие страны, в частности Франция, стали призывать Саудовскую Аравию координировать ценовую политику, чтобы избежать ущерба для экономики других стран.
Проигравшей стороной являются страны-производители и экспортеры нефти. В первую очередь это касается стран, зависящих от нефти как единственного источника поддержки своей экономики, например, арабских государств.
Там падение цен до $33 за баррель означает увеличение дефицита бюджета, государственного долга и получения внешних кредитов по более высоким ставкам, чем планировалось.
Это также ударит по структуре экономики из-за дефицита платежного баланса и сокращения инвестиций и экспорта, особенно в тех странах, где нефть является главной статьей экспорта, как в случае государств Персидского залива и других арабских нефтяных игроков.
- Как реагируют фондовые рынки и биржи?
Мировые и региональные фондовые биржи быстро отреагировали на ценовую войну на нефтяном рынке.
Эта война привела к обвалу фондового рынка по нескольким причинам, главная из которых заключается в том, что нефть по-прежнему является основным топливом, и альтернативные источники энергии не смогли заменить ее.
Более того, стоимость топлива в качестве промежуточного продукта в процессе производства многих продуктов и услуг играет крайне важную роль, которую никто не может игнорировать.
Именно поэтому ценовая война на нефтяном рынке добавила пессимизма относительно будущего мировой экономики. Ее восстановление в краткосрочной перспективе исключается. События на нефтяном рынке негативно повлияли на валюты Саудовской Аравии и России.
Согласно прогнозам, они продолжат дешеветь, если ценовая война затянется, тем более что обе валюты не востребованы на рынке. На фоне низких цен на нефть на мировом рынке нужно будет компенсировать обеспечения иностранной валютой.
Нынешний кризис окажет негативное влияние на все банковские услуги. С одной стороны, сократятся банковские депозиты стран-экспортеров нефти, ограничит возможности банков осуществлять свою деятельность в сфере кредитования.
С другой стороны, на фоне кризиса и рецессии банки будут вынуждены снизить процентные ставки. По умолчанию в будущем может увеличиться число должников перед банками, поскольку не исключено, что компании в нефтяном секторе сократят рабочие места и приостановят выплату жалования.
Не исключено также банкротство некоторых компаний, связанных с нефтяным сектором, особенно специализирующихся на услугах.
- Чего ожидать Украине?
Существенных проблем с поставками непосредственно нефти для Украины не будет, ведь с 2017 г. мы получаем “черное золото” в основном из Азербайджана и Казахстана.
Существенных изменений также не следует ожидать в части изменения стоимости нефтепродуктов для отечественных потребителей, ведь только 35% всех объемов поступает из России.
По стоимости нефтепродуктов здесь очевидного ответа нет, ведь нефть формирует стоимость моторного топлива лишь на треть и закупается за валюту у иностранных государств.
Поэтому на фоне снижения курса национальной валюты к американскому доллару уменьшение стоимости нефтепродуктов может не состояться.
Исходя из текущей ситуации в нашем государстве, которое страдает от агрессии Кремля, следует воспользоваться ситуацией на глобальном нефтяном рынке и совместно с США и странами, которые объединены вокруг демократических ценностей, усилить санкции против РФ. (Максим Белявский, эксперт энергетических программ Центра Разумкова, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)