Из-за непрозрачного способа получения разрешений в Украине не используется более 80% месторождений, бюджет недополучает значительную часть налогов.
Вопрос о глобальной реформе рынка недр стоит на повестке дня уже давно. На сегодня в Украине используется менее 17% всех месторождений полезных ископаемых.
Из-за недостаточного освоения залежей природного газа наша страна до сих пор остается энергетически зависимым государством: в прошлом году треть потребляемого Украинский газа была куплена за рубежом.
Основные причины слабого развития недропользования – отсутствие стратегической государственной политики, несовершенное и непрозрачное регулирование сферы, порождает коррупцию.
Нормативно-правовые акты, регулирующие добычу недр, часто не согласованы между собой, а иногда – противоречат друг другу.
Некоторые были приняты еще в 90-х годах, поэтому давно потеряли актуальность. Другие меняются хаотично и бессистемно: с 2011 г. в Постановление о предоставлении специальных разрешений на пользование недрами № 615 уже более двадцати раз вносились изменения.
Еще одно глобальное источник стагнации рынка – отсутствие конкуренции при выдаче разрешений на пользование недрами. Сегодня абсолютное большинство из них выдано вне аукциона. Это создает сразу несколько проблем.
Первая – недра в пользование получает тот, кто в определенный, часто непрозрачно первым узнал о наличии свободного перспективного месторождения. Брак равного и прозрачного доступа к полезным ископаемым порождает коррупционные риски.
Вторая проблема – получатель разрешения платит в бюджет сбор, исходя из начальной цены продажи такого разрешения на аукционе. То есть – минимальную сумму.
Дешевый неконкурентным доступ к ресурсу приводит к тому, что владелец разрешения не пользуется месторождением после получения, сохраняя его “про запас” – в простое. Такие месторождения годами не разрабатываются вообще.
Эти и другие проблемы отрасли требуют системного, всеобъемлющего решения, от которого выигрывают и добропорядочные недропользователи, и граждане Украины за надлежащее наполнение государственного бюджета от использования общего природного ресурса, обеспечения внутреннего рынка Украины необходимым сырьем и создание новых рабочих мест.
Решить проблемы в сфере и достичь указанных целей можно благодаря усовершенствованию регуляторного поля.
Именно поэтому Европейский Союз предоставил правительству Украины финансовую и экспертную поддержку для разработки нового Кодекса Украины о недрах.
Проектом ЕС предусмотрено, что Консорциум в составе Projekt-Consult GMBH (Германия), MinPol (Австрия) и Офиса эффективного регулирования BRDO (Украина) передаст Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов текст Нового Кодекса о недрах, разработанный на основе лучших европейских практик и с учетом украинским реалиям.
Этот документ должен заменить недейственно регулирования и создать благоприятные условия для ответственных участников рынка, усовершенствовав украинское законодательство в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС.
Цель проекта “Новый кодекс о недрах” – создать комплексный документ, который будет регулировать все виды экономической деятельности по недрам, включая добычей полезных ископаемых, нефти, газа, урана, а также подземных вод и геотермальной энергии.
Кодекс будет содержать перечень критической минерального сырья – полезных ископаемых, дефицит которых может представлять угрозу экономической и социальной стабильности страны, и нормы о возможности проведения оценки запасов полезных ископаемых по международным стандартам.
Новый Кодекс будет регулировать вопросы:
– полномочий органов, осуществляющих регулирование в этой сфере;
– обеспечение прозрачного предоставления недр в пользование – аукцион / без аукциона / заключения соглашений о разделе продукции;
– установление правил для продолжения / отказа / переоформления спецразрешений;
– возможности отчуждения права пользования недрами третьим лицам;
– установление исчерпывающих оснований и прозрачной процедуры для остановки и аннулирования действия спецразрешений;
– установление механизмов проведения оценки запасов по международным стандартам;
– внедрение механизмов стимулирования переработки отдельных полезных ископаемых в готовую промышленную продукцию;
– введение института бронирования земельных участков;
– определение механизма обращения полезных ископаемых;
– внедрение прозрачной системы контроля.
Поскольку распределение ресурсов в области много лет происходил по непрозрачным коррупционными правилам, а реальное развитие рынка практически никого не интересовал, вновь кодекс должен решить две критические задачи.
Первое – ввести разного рода антикоррупционные меры предосторожности для обеспечения равного доступа к природным ресурсам. Второе – заложить основы к стратегическому развития недропользования в государстве.
Для выполнения первой задачи планируем, в частности, предусмотреть в кодексе создания электронного кабинета недропользователя, процедуру проведения аукциона для приобретения разрешения на пользование недрами, конкурс на заключение соглашения о разделе продукции, возможность отчуждения права пользования недрами третьим лицам, а также другие довольно четкие процедуры и новые институты. (Владимир Головатенко, старший советник по вопросам политики проекта ЕС “Новый кодекс Украины о недрах”; соавтор Саймон Поу, руководитель группы экспертов проекта ЕС “Новый кодекс Украины о недрах”; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)