Аудиторы обнаружили в работе “Нафтогаза” нарушений на 226 млрд. грн., из-за которых бюджет недополучил более 75 млрд. грн. Какие нарушения привели к многомиллиардным потерям?
“Нафтогаз” впервые с 2015 г. показал отрицательный финансовый результат. В первом полугодии 2020 г. его чистый убыток превысил 11,5 млрд. грн.
Оправдывая убыточность, председатель правления НАК Андрей Коболев отметил, что у компании к такому сценарию были готовы и имеют достаточный запас прочности для прохождения кризисного периода.
Впрочем, расчеты Министерства финансов говорят о другом: как минимум в ближайшие четыре года государственная компания обречена на убытки.
Но и на этом проблемы НАКа не заканчиваются. Накануне Государственная аудиторская служба завершила ревизию компании, проведение которой в последние годы безрезультатно добивалась Счетная палата.
По данным ЭП, в выводах аудиторов говорится о недостатках и финансовых нарушениях более чем 225 млрд. грн., по которым государственный бюджет понес потери на сумму 75 млрд. грн. – это больше прошлогодней прибыли всей группы «Нафтогаз», включая деньгами от Стокгольмского арбитража.
О каких нарушениях идет речь?
Эпопея с проведением аудита эффективности НАК “Нафтогаз” по состоянию планирования и своевременности поступления дивидендов в государственный бюджет началась еще в конце 2018 г.
Тогда, во время одного из заседаний правительства глава Счетной палаты Валерий Пацкан обвинил руководство “Нафтогаза” в саботаже аудита.
На это в компании ответили, что Счетная палата не может проводить проверку “Нафтогаза”, поскольку для этого отсутствуют законные основания. По мнению руководства НАК проверку могут проводить только Государственная аудиторская служба и Государственная фискальная служба.
В итоге ни заявления тогдашнего премьер-министра Владимира Гройсмана о необходимости НАКа быть прозрачными и публичными, ни его угрозы относительно принятия отдельного распоряжения об открытии информации компанией не сработали.
Не помогло даже открытие полицией уголовного производства против охранников “Нафтогаза”, не допустили аудиторов Счетной палаты в здание компании на улице Богдана Хмельницкого в Киеве.
Процесс сопровождался странными заявлениями, что работники Счетной палаты таки осуществили проверку, а ее материалы уже переданы в Генеральную прокуратуру. Впоследствии сообщалось о необходимости проведения еще одной – контрольной проверки, что в “Нафтогазе” в очередной раз ответили, что Счетная палата не имеет на это законных оснований.
В итоге, по данным ЭП, полноценный, в понимании Счетной палаты, аудит так и не состоялся. Валерий Пацкан жаловался, что юристы “Нафтогаза” трактуют законодательство в свою пользу, а представители компании не предоставляют необходимый для проверки пакет документов.
Перезапустить процесс удалось только после смены власти и приближение сроков завершения контракта Андрея Коболева (март 2020 г.). 12 декабря 2019 г. уже экс-министр энергетики Алексей Оржель заявил о существовании политического решения о смене руководства всех стратегических компаний, в том числе “Нафтогаза”. По его словам, по каждому из стратегических предприятий вопрос об эффективности использования средств и злоупотреблений.
По данным ЭП, в тот же день президент Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны по ревизии “Нафтогаза” за период с 1 октября 2018 по 31 декабря 2019 г. На этот раз проверку было поручено провести Госаудитсслужбе.
Как рассказывает собеседник ЭП в “Нафтогазе”, ревизия была завершена в начале сентября 2020 г. и на стол Андрею Коболеву, который в марте получил новый 4-летний контракт, лег документ объемом в несколько сотен страниц. В нем говорилось о многомиллиардных финансовых нарушениях, имевших место в компании за последние годы.
Миллиарды мимо бюджета
Ревизоры насчитали недостатков и нарушений в работе “Нафтогаза” на более 225 млрд. грн., что привело к прямым потерям компании на сумму более 75 млрд. грн.
Согласно процедуре обработки выводов, у “Нафтогаза” было время для изучения документа и на представление замечаний к изложенным в акте ревизии фактам, что в итоге он и сделал.
Часть из них была учтена, однако даже с учетом этого, цифры, которые вскоре будут официально обнародованы, будет трудно объяснить обществу.
В “Нафтогазе” ЭП подтвердили, что получили от Госаудитслужбы акт ревизии и предоставили свои возражения. “В ответ компания предоставила свои возражения к акту ГАСу, получила заключение службы на возражения и ожидает требование службы, которая будет содержать окончательные результаты ревизии”, – отметили в пресс-службе НАК.
Многостраничный документ, который попал в распоряжение ЭП, содержит данные о нарушениях различного характера.
Здесь и продажа газа по заниженным ценам, и безосновательная выплата премий членам правления “Нафтогаза”, и занижение услуг за транспортировку газа, и провал программы увеличения добычи голубого топлива, и нарушения в закупках, и скрытое кредитование, и многое другое.
Но всю суть документа можно свести к четырем пунктам. Все они касаются занижения размера уплаченных в государственный бюджет дивидендов.
Первый – начисление резерва сомнительных долгов при не утвержденнном финансовом плане (за 2018 г. и 9 месяцев 2019 г. – ЭП) на 38,4 млрд. грн. Поэтому, по мнению аудиторов, размер выплаченных дивидендов был занижен на 35,3 млрд. грн.
Второй – выявление Офисом крупных налогоплательщиков Государственной налоговой службы нарушений в “Укртрансгазе” на 37,3 млрд. грн. Как результат – “Нафтогаз” не доплатил 35,1 млрд. грн. дивидендов.
Третий – занижение доходов из-за не отражения в их составе штрафов, пени и неустойки по решению судов. По этому пункту аудиторы насчитали потери государственного бюджета на сумму 2,9 млрд. грн.
Четвертый – неподписание актов реализации газа в 2016-2018 гг. Последствиями этого нарушения стало занижение суммы выплаченных дивидендов за 2018 г. на 2,1 млрд. грн.
Таким образом, по оценкам аудиторов, сумма потерь государственного бюджета через установленные ими финансовые нарушения превышает 75 млрд. грн.
Четыре года убытков и наказание виновных
На фоне обнародованных накануне отрицательных финансовых показателей “Нафтогаза” и выявленных Госаудитслужбой нарушений, заявления Андрея Коболева о существовании “взвешенного плана действий и достаточного запаса прочности для прохождения кризисного периода” выглядят как попытка сохранить лицо.
Конечно, если под “кризисным периодом” председатель правления “Нафтогаза” не имел в виду ближайшие четыре года.
В отчете о “фискальных рисках и их влияния на государственный бюджет 2021” Министерство финансов отмечает что НАК “Нафтогаз” будет убыточным как минимум до 2024 г. – года окончания нового контракта Андрея Коболева.
Все расчеты Минфин осуществлял на основании прогнозов самой компании по трем возможным сценариям. Ни один из них не предусматривает получения прибыли. “Моделирование деятельности Группы” Нафтогаз “осуществлялось на основании прогнозов АО” НАК “Нафтогаз Украины” относительно объемов и цен реализации продукции в 2020-2023 гг.”, – отмечается в отчете.
Министерство финансов рассмотрело три возможных сценария: базовый, стрессовый и оптимистичный.
Как показывают расчеты, независимо от рассмотренных в модели сценариев, в 2020-2023 гг. ожидается убыточная деятельность группы “Нафтогаз”.
Что с финансовыми нарушениями и потерей 75 млрд. грн.?
Примерный алгоритм действий Госаудитслужбы можно спрогнозировать на примере ревизии “Укрзализныци”. В мае 2020 г. стало известно, что за период с 1 января 2018 г. по 30 сентября 2019 г. в компании “выявлены нарушения финансовой дисциплины и недостатков деятельности на 11,8 млрд. грн.”.
Материалы ревизии были направлены в Главное управление контрразведки Службы безопасности Украины в сфере экономики для рассмотрения и принятия соответствующего решения.
Кроме того, Госаудитслужба проинформировала о результатах проверки акционера – Кабинет министров – и предложила ему совершить следующие действия.
Во-первых, обратиться в Офис Генерального прокурора о взятии на контроль состояние расследования уголовного производства.
Во-вторых, обеспечить направление в государственный бюджет части неуплаченных дивидендов по 2018 г. в сумме 206 млн. грн.
И в-третьих, – Министерству инфраструктуры и «Укрзализныце» поручили устранить выявленные нарушения, а виновных привлечь к ответственности.
И понес наказание кто-то из руководства и чиновников железной дороги за упомянутые нарушения? В публичном доступе информация об этом отсутствует. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)