1.”Нафтогаз Украины” отложил размещение еврооблигаций
“Нафтогаз Украины” 21 октября вечером отказалась от размещения новых 7-летних еврооблигаций на $500 млн. под 8,95%.
По словам финдиректора компании Петера ван Дрила, серия негативных новостей из Украины в последнее время повлияла на то, что соотношение между риском инвестирования в еврооблигации НАК “Нафтогаз Украины” и доходностью не было оптимальным, поэтому “Нафтогаз” решил отложить размещение.
Среди таких негативных новостей и инцидентов ван Дрил, в частности, назвал уход главы Нацбанка Украины и обвинения Государственной аудиторской службы в адрес “Нафтогаза” о потерях на 75,5 млрд. грн., которые компания назвала безосновательными.
В то же время финдиректор отметил, что спрос на еврооблигации был значительным. “Инвесторы продекларировали свою заинтересованность в инвестировании в “Нафтогаз”, в украинскую компанию, которая им очень известна”, – сказал он.
По его словам, 19 октября в процессе переговоров с инвесторами о размещении стало ясно, что у них есть сомнения в отношении среды в Украине и ее негативное восприятие.
“Мы увидели, что эта среда не была достаточно привлекательной для них”, – констатировал ван Дрил.
НАК осенью в 2018 года уже принимала решение отложить выпуск еврооблигаций, сославшись на неблагоприятную рыночную конъюнктуру. Тогда компания рассчитывала занять в долларах, ориентир доходности выпуска составлял 10,9%.
Однако уже в 2019 году “Нафтогаз” смог несколько раз выйти на рынок. Сначала в июле он разместил трехлетние еврооблигации на $335 млн. под 7,375% и пятилетние еврооблигации на 600 млн. евро под 7,125% (пятую часть бондов в евро выкупил ЕБРР), а в ноябре – 7-летние евробонды на $500 млн. с доходностью 7,625%.
- НКРЭКУ ужесточила требования к качеству обслуживания потребителей э/э кол-центрами
Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), одобрила ужесточение требований к качеству обслуживания потребителей кол-центрами электроэнергии операторов систем распределения (ОСР) и электропоставщиков.
Решение было принято на заседании комиссии 21 октября и будет обнародовано для получения замечаний и предложений.
В обосновании к проекту указывается, что регулятор получает значительное количество жалоб от потребителей о ненадлежащем рассмотрении или игнорировании обращений, поступивших в кол-центры ОСР и электропоставщиков, причем в большинстве случаев это жалобы на отказ компаний регистрировать обращения потребителей.
Комиссия отмечает, что, учитывая действующие нормативно-правовые нормы, которыми предусматривается возможность потребителя подавать обращения (жалобы, претензии) в устной форме, компании на собственное усмотрение в своих внутренних процедурах определяют правила предоставления и рассмотрения таких обращений, что может сказаться на качестве их обработки.
В связи с этим комиссия считает необходимым установить требования к рассмотрению обращений клиентов, дополнив действующее постановление о минимальных требованиях (№373) новыми нормами, в том числе новым разделом об определении требований к обработке входящих звонков клиентов.
Проектом постановления предусматривается, что входящие звонки должны обрабатываться несколькими путями, в частности формированием заявки от потребителя, регистрацией обращения, приемом сообщений, в том числе о показаниях счетчика
Кроме того, обеспечивается право потребителя, при условии его идентификации, на регистрацию обращения (жалобы, претензии), в том числе о неудовлетворительном качестве электроэнергии.
Помимо этого, в проекте указывается, что срочные заявки от потребителей выполняются ОСР/энергопоставщиком на протяжении 24 часов с момента окончания разговора по телефону.
Согласно проекту постановления, заявки классифицируются в срочные, если существует, к примеру, угроза повреждения электроустановки потребителя или нанесения ему материальных убытков (провалы напряжения или перенапряжение, аварийные ситуации, отсутствие электроснабжения, отсутствие одной фазы с трехфазной схемой электропитания).
При идентификации потребителя оператор кол-центра должен согласовать с ним способ предоставления ответа на его запрос. Ответы потребителям должны сохраняться не менее трех лет. Кроме того предлагается увеличить срок хранения аудиозаписи разговоров оператора кол-центра с клиентом – с одного до двух лет.
В главном меню голосового меню самообслуживания должна быть реализована возможность быстрого соединения с оператором кол-центра.
- “Укрэнерго” предлагает в 2021 году зафиксировать определенный объем компенсации для ВИЭ в тарифе на передачу
НЭК “Укрэнерго” предлагает зафиксировать в тарифе на передачу электроэнергии на 2021 год определенный объем средств для компенсации по “зеленым” тарифам ГП “Гарантированный покупатель” и поставщикам универсальных услуг.
Согласно сообщению компании, необходимость такого ограничения обусловлена слишком большой нагрузкой на участников рынка, которые уплачивают тариф на передачу электроэнергии, а также значительным ухудшениям финансового состояния системного оператора, в обязанности которого входит компенсация разницы между ценой покупки электроэнергии по “зеленым” тарифам у ее производителей и ценой продажи такой электроэнергии на рынке.
По данным НЭК, согласно постановлениям Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, общий объем выплат для “ГарПока” на весь 2020 г. предусмотрен в тарифе на уровне 13,2 млрд. грн. при том, что объем компенсации уже сегодня составляет 25,3 млрд. грн. и до конца года прогнозированно вырастет.
“Приведенные данные свидетельствуют о большом дефиците средств на оплату “зеленого” тарифа. Для покрытия затрат на “зеленый” тариф, которые не будут входить в структуру тарифа на передачу, необходимо определить дополнительные источники финансирования, которые могут использоваться на постоянной основе”, – отметили в НЭК.
Эксперты на рынке отмечают, что такие предложения НЭК требуют изменений на законодательном уровне.
По расчетам системного оператора его тариф на передачу электроэнергии в 2021 году должен составлять 501,03 грн./МВт-ч, что вдвое больше тарифа, который действует сейчас – 240,23 грн./МВт-ч.
Отмечается, что основное влияние на изменение тарифа имеют расходы, связанные с выполнением специальных обязательств (ПСО), составляющие в его структуре 81,6% или 406,69 грн./МВт-ч.
С 1 декабря НКРЭКУ планирует повысить тариф на передачу до конца года до 312 грн./МВт-ч, без учета дефицита госпредприятия “Гарантированный покупатель” по “зеленым” тарифам для промышленных СЭС.
По расчетам НЭК, с учетом этого дефицита тариф на передачу уже с 1 ноября должен составлять 640,48 грн./МВт-ч.
Против повышения тарифа на передачу категорически выступает промышленность.
- Украина и Брюссель обсудят Green Deal в декабре на Совете ассоциации
Украина и Брюссель обсудят Green Deal (так называемый “зеленый” курс) на Совете ассоциации, заседание которого планируется в середине декабря текущего года, сообщил советник вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Алексей Рябчин.
“В середине декабря состоится Совет ассоциации. Много представителей правительства будут присутствовать на этом событие в Брюсселе, где будет обговариваться много вопросов, включая и Green Deal”, – сказал он в ходе онлайн-дискуссии “Green Deal: Ukraine needs to catch up on green energy”, организованной изданием Kyiv Post и компанией “ДТЭК”.
По словам Рябчина, Украина активно вовлечена в процесс обсуждения внедрения Green Deal, и правительство в августе отправило свою официальную позицию по этому вопросу Европейской комиссии. В то же время он отметил, что в настоящее время у отечественного бизнеса возникло много вопросов, как Украина будет внедрять европейскую инициативу в свою экономику.
В свою очередь глава DTEK Advisory Council Йохан Бастин высказал мнение, что внедрение Украиной “зеленой” политики ЕС приведет экономику страны к технологическому прогрессу.
“Неизбежное, но вероятное постепенное внедрение “зеленой” политики ЕС приведет украинскую экономику к технологическому прогрессу: более энергоэффективным и менее загрязняющим производствам. В некоторых промышленных секторах, конечно, это приведет к потере экспортных возможностей, доходов и другим последствиям”, – отметил глава DTEK Advisory Council.
При этом он добавил, что в долгосрочной перспективе Украина выиграет от развития “зеленой” генерации, поскольку в дальнейшем экологические требования к тепловой генерации будут ужесточаться, что приведет к ее удорожанию.
“Возобновляемая энергетика сегодня недостаточно развита в Украине по европейским стандартам. Ее развитие может стать источником создания рабочих мест и поддержать переход Украины к низкоуглеродной экономике”, – подчеркнул Бастин.
По его мнению, правительству Украины необходимо убедить Европейскую комиссию в том, что ЕС может достичь своих климатических целей быстрее и с меньшими затратами, если он распространит “Зеленое соглашение” на своих ближайших соседей и в частности на Украину.
“Это будет включать предоставление средств ЕС Украине для финансирования инвестиций в меры по повышению энергоэффективности, сокращения потерь в сетях и роста возобновляемой энергетики”, – сказал он
Как отметил сооснователь Greencubator и глава энергокооператива “Солнечный город” Андрей Зинченко, Украина имеет много потенциальных направлений для сотрудничества с ЕС в рамках программы Green Deal, но “сегодня их развитие сдерживает регуляторный кризис и то, что Украина не придерживается взятых на себя обязательств”.
Согласно справке организаторов дискуссии, суть Green Deal заключается в том, что Евросоюз потребует от своих производителей снизить нагрузку на окружающую среду. Понимая, что это значительные дополнительные расходы европейского бизнеса, ЕС введет ограничения на импорт, которые будут мотивированы экологическими соображениями. Европейские предприятия при этом получат от правительств своих стран значительные финансовые стимулы для экологической модернизации. Утвержден инвестиционный план European Green Deal Investment Plan, который предусматривает привлечение более EUR1 трлн. инвестиций в 2021-2030 гг., 64% из них – государств
- Украина довела запасы газа в ПХГ до 28,4 млрд. куб. м
Запасы природного газа в подземных хранилищах (ПХГ) Украины по состоянию на 17 октября 2020 года достигли 28,434 млрд. куб. м, или 91,9% их общей проектной емкости.
Как свидетельствуют оперативные данные АО “Укртрансгаз”, 1-17 октября хранилища пополнились на 379,6 млн. куб. м, и если на протяжении 1-16 числа суточная закачка колебалась от 19,6-млн. куб. м до 28,2 млн. куб.м, то 17 октября она снизилась до 10,8 млн. куб. м.
С окончания сезона отбора газа из хранилищ 26 марта по 17 октября 2020 года запасы в ПХГ Украины возросли на 80,1%, или на 12,649 млрд. куб. м.
Кроме этого, по данным “Укртрансгаз”, отбор газа из подземных хранилищ (ПХГ) Украины впервые за сезон превысил закачку: 20 октября закачка составила 0,64 млн. куб. м, то отбор – 3,58 млн. куб. м. Запасы в ПХГ на вторник составили 28 млрд. 439,73 млн. куб. м.
В минувший отопительный сезон, длившийся с 1 ноября 2019 года по 26 марта 2020 года, запасы газа в ПХГ страны снизились на 6 млрд. куб. м (с 21,784 млрд. куб. м до 15,784 млрд. куб. м). (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)