Семь миллионов граждан Украины, которые используют сжиженный газ (LPG) ждут: какими будут цены в следующем году.
Обеспокоенность понятна, ведь в последнее время постоянно ходят слухи о необходимости уравнять размер акцизного налога на пропан-бутан и бензин. Тем самым увеличить розничные цены на сжиженный газ, что сделает его доступным для потребителей и приведет к “мотивации” автовладельцев использовать только бензин.
Подобной ситуации нет ни в Европе, да и в мире. Если это случится, то Украина получит дополнительный очередной градус социального недовольства.
Рост потребления сжиженного газа началось главным образом по снижению покупательной способности граждан за обесценивания национальной валюты.
В 2014-2015 гг. средний обменный курс гривны к доллару вырос в 2,7 раза, а реальные доходы населения уменьшились более чем на 30%. Это заставило граждан искать пути сокращения своих транспортных расходов.
Потребление газа – это показатель состояния экономики и функционирования государства. Растут доходы украинцев – будут заправляться дорогим бензином. Но этого пока нет.
Способствовало этому и значительное падение производства бензинов на отечественных нефтеперерабатывающих заводах.
В период с 2003 по 2014 г. производство бензинов сократилось в 6,5 раза из-за несвоевременной модернизации заводов. А в большинстве случаев – из-за их закрытия.
За указанный период было закрыто 5 нефтеперерабатывающих заводов, осталось 2 завода. В то же время заводы в Беларуси и Латвии получили достаточные инвестиции и прекрасно работают на экспорт.
Есть мнение, что если украинцы изменят сжиженный газ на дорогой бензин – то украинские заводы заработают двадцати лет назад. Это какая-то утопия.
На самом деле, а что сейчас мешает заводам работать так, чтобы их продукцию покупали не только на украинском рынке, но и на экспорт?
Если в 2003 году доля импорта бензинов составила 2,7%, то в 2014 г. импорт бензинов составил уже 75%. До 70% – импорт из Беларуси, до 30% – из Литвы.
Сегодня в Украине акцизная ставка на пропан в четыре раза ниже ставки на бензин. Первая причина этого – различные топлива по своим свойствам.
Вторая причина в том, что система акцизного налогообложения топлива в Украине с 2011 г. строится на европейском законодательстве, основой которого в сфере энергетических продуктов является Директива Совета Евросоюза 2003/96/ЕС.
Практически все государства ЕС придерживаются такого соотношения, в которых ставка акциза на пропан в 4 – 70 раз меньше ставки на бензины.
Если налоги на газ вырастут, мы получим резкий рост стоимости сжиженного газа в среднем на 4-5 грн. за 1 литр.
Расходы украинцев на приобретение сжиженного газа увеличатся на 14 млрд. грн. в год.
Но при этом не произойдет снижение цен на бензин, потому что подобного еще никогда не было в нашей стране. Будет оправдания о росте курса, цена на нефть и тому подобное.
Теперь о доходах в бюджет. Создается впечатление, что у нас в государстве все начали платить налоги и остался только невыбранный акциз на пропан-бутан.
Инициаторы уравнение ставок акцизного налога на сжиженный газ и бензин аргументируют это необходимостью паритетного формирования доходов Государственного дорожного фонда.
Но по факту все наоборот: в 2019 г. в среднем каждый владелец автомобиля заплатил в форме акцизного налога, входит в стоимость горючего в Государственный дорожный фонд 2400 грн. – за дизельное авто, 1700 грн. – за газовое авто и 1200 грн. – за бензиновое авто.
То есть, бензиновые авто больше эксплуатируют дороги в Украине и меньше платят в Государственный дорожный фонд.
Кроме того, в фонд поступает акцизный налог с горючего, не использовалось транспортными средствами на автомобильных дорогах: 100% авиационное топливо для самолетов, 69% – дизельное топливо для сельского хозяйства, горнодобывающей, металлургической и строительной промышленности, железные дороги, обороны и т. д., 10% сжиженного газа для сельского хозяйства и бытовых нужд населения.
Очередной пузырь об опасности зависимости от поставщиков газа из государств России и Беларуси.
Но если поставки газа прекращается – владелец авто нажимает переключатель “сжиженный газ/бензин” и переводит свое авто на использование бензина, а трейдеры, в свою очередь, ищут альтернативные пути поставок.
К счастью, в мире значительный профицит газа – 10 млн. т ежегодно. При этом, что будем делать с дизельным топливом (ДТ), если его поставки ограничат?
Доля импорта в Украину ГП выросла с 7,2% в 2003 г. до 90% в 2019 г.: до 50% импорт из Беларуси, до 30% – из Российской Федерации.
Может тоже увеличим ставку на него?
Авторы проектов об увеличении розничных цен на газ не учли такие важные социально-экономические показатели развития страны, к соответствующему периоду предыдущего года:
– реальный ВВП во втором квартале 2020 снизился на 11,4%,
– реальный располагаемый доход во втором квартале 2020 снизился на 7,3%,
– экспорт январь – июль в 2020 г. сократился на 7,4%,
– капитальные инвестиции январь июнь 2020 обошли государство на 34,9%.
Особенно пострадал рынок труда, уровень безработицы во втором квартале 2020 вырос до 9,9%. Темпы роста средней зарплаты в январе – августе 2020 снизилась до 8,8%.
Задолженность населения за ЖКУ на конец августа 2020 составила 55300000000 грн., или увеличилась на 6% к соответствующему периоду прошлого года. Цены выросли в государстве на 15%.
В январе-августе 2020 г. на месячную зарплату можно приобрести литров горючего: автогаза – 1007 литров, дизельного топлива – 469 литров, бензина – 461 литр.
Таким образом, увеличение ставки акцизного налога на сжиженный газ с одновременным уменьшением ставки акцизного налога на бензин не приведет к увеличению отечественного производства бензинов, чтобы обеспечить потребности Украины. А только иметь негативные социально-экономические последствия.
Общество должно четко понимать установленные государством приоритеты, и именно налоговые ставки в полной мере должны учитывать социальные и экономические требования потребителей. (Олег Широков, исполнительный директор Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ), БизнесЦензор/Энергетика Украины и мира)