Перспективы развития “зеленой” энергетики Украины в 2021 г. и потенциальные проблемы отрасли.
За пять лет в Украине произошел бум развития “зеленой” энергетики. Огромные по площади солнечные электростанции появились в украинских степях, тысячи меньших – в частных домохозяйствах, а на юге Украины и в Карпатах все чаще можно встретить ветровые электростанции.
2020 запомнился не только строительством новых электростанций, но и проблемами, с которыми столкнулись инвесторы в проекты возобновляемой энергетики.
Среди самых серьезных – задержки с выплатами “зеленого” тарифа (в 2020 г. государство оплатило производителям только 47,7% годовых платежей), уменьшение “зеленого” тарифа, замораживание проектов, особенно солнечных.
В 2021 г. ожидается несколько важных изменений в этом секторе:
Запуск “зеленых” аукционов и контрактов на разницу
Уже в июне 2021 можно ожидать первые в Украине “зеленые” аукционы, которые станут новой формой поддержки развития возобновляемой энергетики.
Размер “зеленого” тарифа четко зафиксирован в законе, а в случае аукционов размер поддержки для каждого проекта будет определяться на аукционе, и это существенно повлияет на уменьшение стоимости такой энергии.
Большинство стран Европейского Союза уже давно перешли к системе аукционов и смогли значительно уменьшить стоимость “зеленой” энергии.
Аукционы должны быть введены еще в 2019-2020 гг., но этого не было сделано из-за проблем с “зеленому” тарифу.
Полгода “зеленого” меморандума: главные условия не выполнены
Согласно оглашенным в декабре 2020 предложений Министерства энергетики Украины в 2021 в рамках аукционов может быть распределено до 365 МВт новых мощностей. Размер квот и некоторые законодательные изменения еще должны быть согласованы правительством.
Также Министерство энергетики Украины работает над разработкой новой формы поддержки “зеленой” энергетики – контрактов на разницу, по которым производители смогут продавать электроэнергию на различных сегментах рынка электроэнергии и получать от государства разницу между “зеленому” тарифу и рыночным ценам электроэнергии.
Пуск конкурсов на новые генерирующие мощности
Кроме строительства новых солнечных, ветровых и биоэлектростанций необходимо инвестировать в развитие сетей для стабильности их работы по всей стране.
Если этого не делать, мы можем увидеть ситуации, когда в южных регионах Украины в связи с ростом там солнечных и ветровых электростанций, будет производиться больше электроэнергии, чем возможно употребить и транспортировать.
Такие ситуации очень негативно влияют на работу сетей и могут привести к разбалансировке системы.
В таком случае во избежание помех в работе сетей оператор системы передачи будет вынужден принудительно блокировать поставки электрической энергии в сеть.
Решением этих проблем является строительство высокоманевренных генерирующих мощностей (например, газопоршневых электростанций и систем накопления электроэнергии).
Для этого планируется проведение первых конкурсов на строительство новых высоко маневровых генерирующих мощностей. Потребности в новой маневровой генерации НЭК “Укрэнерго” оцениваются в объеме 2 ГВт.
Важно отметить, что в 2020 компании НЭК “Укрэнерго” и ДТЭК уже начали реализовывать проекты по строительству систем накопления электроэнергии.
Ответственность за небалансы
С 2021 производители “зеленой” электроэнергии мощностью более 1 МВт будут нести 50% ответственности за небалансы, то есть за неверные расчеты произведенной электрической энергии.
Ранее ответственность за небалансы несло государственное предприятие “Гарантированный покупатель”. Введение ответственности за небалансы обяжет производителей “зеленой” энергетики инвестировать в прогнозирования своего выработки, иначе они будут платить штрафы за созданные в электросети небалансы.
Это положительно повлияет на стабильность работы энергетической системы Украины, потому что производители будут более осторожными в прогнозировании своего выработки.
“Зеленый” водород и ветровые проекты на море
В 2020 году Европейский Союз принял два важных стратегии в рамках реализации Европейской зеленой соглашения, а именно Водородную стратегию ЕС и Стратегию по оффшорных ВИЭ (морских ВИЭ проектов).
В рамках Водородной стратегии Украины предоставляется роль обеспечить производство мощностей по производству энергии из водорода мощностью 10 ГВт до 2030.
В рамках Стратегии по оффшорных ВИЭ предполагается реализация большого количества проектов на Черном море. Это должен предоставить серозный толчок в развитие зеленой энергетики и водородных технологий в Украине.
В конце 2020 Украинская ветроэнергетическая ассоциация и Украинская водородная совет начали анализ необходимых изменений в законодательство Украины, которые необходимы для внедрения ветровых проектов на море.
Также при Министерстве энергетики уже создана Рабочая группа по развитию водородной энергетики. Уверен, что в 2021 эта тематика будет очень широко обсуждаться участниками рынка.
Инвестиционные арбитраже против Украины
Кроме положительных новостей, в 2021 году мы можем увидеть первые инвестиционные арбитраже против Украины от инвесторов в проекты возобновляемой энергетики.
В 2020 г. Украина нарушила несколько обязательств перед инвесторами, в частности ретроспективно уменьшила “зеленый” тариф (чем существенно снизила доходность проектов, или заморозила проекты из-за нехватки финансирования и нежелание инвесторов вкладывать в нестабильный рынок), а также не выполнила обязательства выплатить 40 % долгов по “зеленому” тарифу за март-июль 2020 и не рассчиталась за “зеленую” электроэнергию в полном объеме за октябрь-декабрь 2020.
К сожалению, уже в начале 2021 г. мы видим непонятные попытки НКРЭКУ заблокировать платежи по этим долгам.
Представление большого количества инвестиционных исков против Украины из-за проблем в сфере “зеленой” энергетики негативно повлияет на репутацию Украины и развитие украинской “зеленой” энергетики в целом.
Стоит отметить, что уже подано сотни судебных исков против государственной компании “Гарантированный покупатель” по долгам за прошлый год.
Мы надеемся, что в 2021 году индустрия возобновляемой энергетики продолжит развиваться, и мы увидим новые ветровые и солнечные электростанции.
Однако, такое развитие может происходить вопреки, а не при содействии государства, если не будет решен большинство проблемных вопросов с долгами, которые накопились в 2020 году, и не будет приняты законодательные изменения, необходимые для улучшения регуляторного режима “зеленой” энергетики и стабилизации будущих платежей. (Ярослав Петров, партнер юридической фирмы “Астерс”, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)