На одном из небольших недавних протестов в центре Киева, с легкой руки крещенным “тарифным площадью”, граждане с транспарантом утверждали, что тарифы должны быть снижены, энергетические компании должны работать в убыток – конечно, за счет государства, а то и вообще возвращенными в государственную собственность.
Ничего удивительного, такова человеческая природа – получать как можно больше, а платить – поменьше.
О тарифах, в том числе на электроэнергию, сегодня в Украине не говорит разве что ленивый.
Большинство ратуют за сдерживание цен на электроэнергию, а то и вообще за их снижение. Советская ментальность прочно сидит в головах: в богатом энергоресурсами СССР не слишком переживали о реальной цене энергии и бережливое ее потребления.
Не зря сегодня экономика Украины фактически наиболее энергоемкая в Европе и среди лидеров в мире.
Меньшинство, понимает, что происходит в энергосекторе, утверждает, что цены для населения должны быть сохранены на нынешнем уровне.
Первые, правда, не слишком задумываются над функционированием энергосектора, не задумываются, что там тоже работают десятки тысяч человек.
Наше желание получать энергию за бесценок никак не повлияет на суровую реальность – возможность наступления полного коллапса в энергетике.
Проблема серьезная – будущее экономики, ее конкурентоспособность, рабочие места, реальные доходы населения.
Что не так с действующими тарифами?
Первое – это тарифы для населения, которые фактически не покрывают затрат на производство этой электроэнергии.
Средневзвешенная цена электроэнергии для населения в прошлом году составила 1,212 грн. за кВт-ч (учитывая базовый тариф 90 коп. За потребление до 100 кВт-ч и 1,68 грн. сверх этой нормы, с учетом дифференциации тарифов для различных категорий потребителей, а также тарифов для двух- и трехзонных счетчиков).
Фактически цена самой электроэнергии в этом тарифе – 1,2 копейки. Остальные – платежи “за доставку” – плата за передачу, распределение и снабжение. Производят эту электроэнергию государственные компании – “Энергоатом” и “Укргидроэнерго”.
И только за 9 месяцев “Энергоатом” получил 5400000000 грн. ущерба. А это – недоплаченные дивиденды, налоги и другие сборы в бюджет, из которых финансируются социальные программы.
Национальная энергетическая компания “Укрэнерго”, которая в частности предоставляет услуги по передаче электроэнергии за 9 месяцев 2020 получила 25500000000 грн. убытков, вследствие того, что НКРЭКУ не утверждает тариф, достаточный для выполнения обязанностей, возложенных на компанию.
Убыточные “Центрэнерго”, государственные угольные шахты, Восточный горно-обогатительный комбинат, дефицит средств в ГП “Гарантированный покупатель”. И это перечень только государственных компаний. Ситуация с частными не слишком лучше.
Что ж, одно желание протестующих осуществилось, хотя они, видимо, об этом и не догадываются – часть крупных энергетических предприятий по результатам 2020 в серьезных убытках. И это стратегически важные компании.
Тариф на электроэнергию для населения оставался неизменным почти 4 года – с марта 2017 г. Инфляция за этот период составила около 35%.
Дорожали все услуги – мобильная связь, интернет, кабельное телевидение, проезд в общественном транспорте. Чтобы быть справедливым, надо не забыть, что и доходы населения за четыре года тоже росли.
По такой логике, следует ожидать отдельных протестов с требованиями снижать цены на интернет и мобильную связь.
Главные проблемы – все еще впереди
Однако тарифы – лишь одна сторона имеющихся проблем в энергетике сегодня, которая заметна большинства.
Остальные проблемы – как основа айсберга – невидимая для широкой общественности, и тем более опасная. Угля на складах ТЭС катастрофически не хватает.
Промахи в проведении летней ремонтной кампании, в том числе блоков АЭС, тоже приложились к дефициту мощностей сегодня.
На горизонте есть и другие вызовы и угрозы. После введения Европейским Союзом инициативы налогообложения выбросов СО 2 , у нас могут возникнуть трудности с экспортом электроэнергии.
Национальный план сокращения выбросов от крупных сжигания установок предусматривает установку систем очистки выбросов на ТЭС, или же закрытие их в течение следующих 15 лет.
А средств на модернизацию и очистку нет. В 2040-х годах истечет срок эксплуатации большей части блоков АЭС и их придется закрывать. Платить за строительство мощностей возобновляемой энергетики во многих тоже желание невелико.
Поэтому Украина может превратиться в чистого импортера электроэнергии. И уже тогда никто не будет спрашивать, сколько мы готовы платить за электроэнергию.
Иначе говоря, если сегодня не платить минимальную экономически обоснованную цену – 2,42 грн. за киловатт-час, то уже потом, когда Украина превратится в нетто-импортера электроэнергии, и придется платить 6-7 грн.
В западных странах вообще практика такова, что население оплачивает более высокий тариф чем коммерческие потребители.
Кадровый кризис как одна из причин проблем
В общем все сводится к дефициту средств и квалифицированных кадров. А недостаток средств не решить без профессиональных решений и профессиональных управленцев, в энергетических компаниях и коридорах власти.
Поэтому кризис профессиональных подходов и кадров вызвала полный хаос в формировании энергетической политики и управлении энергосектора, которые приводят к непрогнозированности и непрозрачности.
Через любительские игры в политику страна почти год живет без назначенного министра энергетики.
А исполняющие обязанности меняются с невиданной скоростью. Этим с радостью пользуются нечистые на руку спекулянты и олигархи, паразитируя на государственных компаниях.
Если ситуация будет оставаться неизменной, если популизм и дальше побеждать здравый смысл, а энергетический сектор продолжит быть предметом торгов политиков конъюнктурщиков, то уже совсем скоро мы окажемся в полной темноте.
Времени на принятие и осуществление радикальных решений практически не осталось. Сейчас нужно наконец восстановить профессиональное управление энергетическим сектором и формировать долгосрочную, экономически обоснованную политику развития, которая невозможна без профессионалов.
А начать нужно с приведения тарифа на электроэнергию для населения до экономически неубыточного уровня – 2,42 грн. за киловатт-час в ближайшее время.
А потом – платить реальную цену за электроэнергию, существенно выше чем нынешний тариф. Других вариантов сегодня не остается, как и маневров для политических игр и спекуляций о низких тарифах. (Андриан Прокоп, эксперт по вопросам энергетики Украинского института будущего, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)