Цены на автомобильное топливо в этом году могут вырасти минимум на 17%. По прогнозам экспертов Российского топливного союза (РТС), литр АИ-95 будет стоить к концу года 35 руб., что намного превысит планируемый на 2013 г. уровень инфляции.

Неизбежность повышения цен на бензин признают все, но называют при этом разные цифры. Глава Минэнерго Александр Новак, например, говорит о 13-14%.

Рост цен на топливо обусловлен сезонными колебаниями, мировыми ценами на нефть, налоговой нагрузкой и инфляцией. Причем налоги и инфляция, по наблюдениям аналитика нефтегазового сектора Юлии Войтович, являются основными составляющими увеличения цен на топливо. “В России около 60-65% в структуре стоимости бензина приходится на налоговую составляющую”, – говорит она. (С 1 января по 31 декабря 2013 г. ставки акцизов на бензин класса “Евро-3” составят 9,75 тыс. руб./т. Такие цифры содержатся в законе об индексации ставок акцизов на 2013-2015 гг. С 1 июля 2012 г. действовал акциз в размере 7,8 тыс. руб./т).

Многие владельцы тюменских АЗС считают, что на самом деле цены поднимутся выше, чем говорит министр. Примерно 7% даст прирост акцизов, еще 6% – прогнозируемая инфляция, объясняет президент Тюменского топливного союза Юрий Мельников.

Нужно учесть еще один фактор подорожания, с которым прежде владельцы автозаправок не сталкивались. Определенные проценты в стоимости горючего “набегут” за счет запрета Евро-2 и постепенного перехода на Евро-4 и Евро-5, уверена президент Ассоциации независимых нефтетрейдеров Юлия Золотовская. “Рентабельность продажи бензина на заправочной станции и без того низка, – говорит она, – и не превышает 13%. Частные нефтетрейдеры будут вынуждены продавать свой бизнес”.

Для крупных компаний переход на Евро-4 и Евро-5 может стать поводом поднять цены. Согласно четырехстороннему соглашению, год назад компании взяли на себя обязательства по модернизации НПЗ и должны их выполнить. Нигде в мире собственники не модернизируют предприятия по своей воле. Но если правительства европейских стран действовали в подобных ситуациях кнутом и пряником, требуя улучшить стандарты качества бензина и одновременно давая льготы для НПЗ, то в России – только повышают цены. В настоящее время нефтяные компании одна за другой поднимают вопрос по снятию хотя бы заградительной экспортной пошлины. В частности, вице-президент ТНК-ВР по взаимодействию с российскими органами госвласти Александр Грабовский неоднократно заявлял, что компания считает это меру не эффективной, тормозящей реконструкцию НПЗ и ведет переговоры с федеральными органами власти по отмене заградительных пошлин.

Совокупность всех этих факторов может привести к тому, что цена на бензин может вырасти не на 14-17%, а больше.

Данные Росстата за начало года таковы. Средняя цена на автобензин в России только за неделю – с 28 января по 3 февраля – выросла на 0,3% до 29,27 руб. за литр. На дизтопливо цена выросла на 0,2% до 31,44 руб./л. При этом удорожание бензина отмечено в 45 центрах субъектов РФ. В 32 центрах цены не изменились.

В Тюменской области рост цен на ГСМ наблюдался с начала года. Директор сети АЗС Сергей Княжев, как и его коллеги, считает повышение цен на топливо обоснованными. “Мы не занимаемся регулированием цен на топливо, мы пытаемся выжить”, – говорит он. – Чтобы выйти на рентабельность, мы должны повышать цены в определенном диапазоне. Понятно, что сразу поднять нельзя. Но и не поднять тоже нельзя”.

Покупка более дорогого бензина для многих тюменцев может оказаться обременительной. Тем более, что цена на топливо стоит в начале инфляционной цепочки и неминуемо потянет за собой подорожание всех товаров. В цене готовой буханки хлеба, к примеру, стоимость бензина занимает чуть ли не половину себестоимости.

Нефтедобывающие страны – Иран, Венесуэла, Эмираты, Саудовская Аравия – так или иначе, но держат для своих граждан низкую стоимость бензина. Возможно, стоит и у нас установить для отдельных категорий граждан минимум бензина на месяц с минимальными ценами. Все, что сверх того – продавать дороже.

Бензин будет дорожать и в дальнейшем. Переход на топливо более высоких экологических классов уменьшает планируемые поступления акцизов в бюджет – сборы на высококачественный бензин ниже, чем на низкокачественный. “А компенсировать выпадающие доходы власти могут только одним известным им способом – вновь повысить акцизы”, – отмечает президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. (Angi.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)