В настоящее время в РФ роль биржевой торговли в продаже нефтепродуктов сравнительно невелика – около 7%. В 2011 г. на внутреннем рынке по биржевым каналам было реализовано примерно 20% произведенного в стране авиационного керосина, около 9% автобензина и дизтоплива и 3% топочного мазута. Состоявшийся в конце января 2012 г. в Москве 3-й Международный форум “Биржевой и внебиржевой рынок нефти и нефтепродуктов РФ” имел целью высветить роль биржевых механизмов в торговле данной группой товаров в России, наблюдаемых тенденций в этом товарообмене и значение биржевой торговли в повышении прозрачности рынка. В решении последней из указанных проблем силами Федеральной антимонопольной службы (ФАС) был отмечен заметный прогресс.

На форуме специалисты и аналитики сосредоточились на рассмотрении биржевой торговли нефтепродуктами (в основном  в сегменте внутренней торговли) и усилий государственных органов по соблюдению участниками рынка антимонопольного законодательства. Были проанализированы также размеры и тенденции биржевых оборотов нефтепродуктов и их характеристика.

Согласно данным “НГВ”, в 2011 г. из совокупного оборота нефтепродуктов на имеющихся трех биржевых площадках примерно 82% приходилось на СПбМТСБ, при этом объем биржевой торговли нефтепродуктами вырос на 66% к уровню 2010 г. и составил 13,24 млн. т вследствие увеличения более чем вдвое торговли дизтопливом – до 6,1 млн. т, роста на 36% торговли автобензином – до 3,1 млн. т, а также увеличения поставок авиационного керосина и топочного мазута – до 1,8 и 1,9 млн. т соответственно.

Некоторые показатели торгов нефтепродуктами на биржах РФ в  2011 г.

  Объем торгов, млн. т Изменение к 2010 г., млн. т Количество сделок, тыс. ед. Изменение количества сделок к 2010 г., тыс. ед.
Всего 13,24 4,96 16,58 4,42
СПбМТСБ 11,58 6,67 12,57 3,87
НП МБНК 1,41 1,76 3,11 8,8
СПб 0,25 0,06 0,9 0,51

Источник: “НГВ Биржевой рынок”, 12 января 2012 г.

Вместе с тем число биржевых сделок снизилось с 21 тыс. в 2010 г. до 16,6 тыс. в 2011 г. Это означало более чем двукратное увеличение среднего объема сделки, что рассматривается экспертами как рост “биржевого” оборота в рамках межфирменных связей.

Одобряя биржевую торговлю в качестве рыночного механизма, государственные органы в лице ФАС в течение последних 4 лет активно применяли меры по противодействию нарушению закона о конкуренции на рынке нефтепродуктов. Начиная с осени 2008 г. антимонопольное ведомство инициировало три волны антимонопольных дел против нефтяных компаний.

Глава ФАС И. Артемьев сообщил на форуме, что в 2008-2011 гг. крупнейшим нефтяным компаниям за ценовые сговоры с целью “вытеснения независимой розницы” были выставлены штрафы по 70 эпизодам в общей сложности на 32 млрд. руб., однако после судебных разбирательств фактически было перечислено в бюджет 15 млрд. руб.

В частности, в конце 2008 г. – начале 2009 г. в обмен на частичное признание своей вины штрафные санкции “Лукойлу” были снижены с 6,5 млрд. до 0,66 млрд. руб., “ТНК  ВР” – с 4,2  млрд. до 1,17 млрд. руб., “Роснефти” – с 5,28 млрд. до 2,0  млрд. руб. В то же время компания “Газпромнефть”, долго отстаивавшая свою позицию в судебных инстанциях, заплатила штраф в первоначально начисленном размере в 4,7 млрд. руб.

Руководитель ФАС подчеркнул, что законодательные нормы за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, а также за согласованные действия, ограничивающие конкуренцию (ценовой сговор), предусматривают наказание в виде штрафа в размере от 1% до 15% суммы выручки от реализации товара. До сих пор ФАС начисляла нефтяникам штрафы по минимальной шкале – 1% от выручки. Из слов руководителя ведомства можно заключить, что в дальнейшем ФАС может применять и более высокие ставки штрафов, согласно норме закона, что может привести к их увеличению на порядок.

Наиболее крупные базисы поставки нефтепродуктов (более 3,5 тыс. т) на рынке РФ в 2010-2011 гг., тыс. т

  2011 г. 2010 г.
«КИНЕФ» 2028,52 591,09
Омский НПЗ 1100,34 651,30
«Славнефть-ЯНОС» 1025,71 800,40
Ангарская НКХ 1020,06 1145,62
Самарская гр. ПНЗ 1005,99 886,74
Рязанская НПК 751,04 529,24
Ачинский НПЗ 676,80 823,79
Московский НПЗ 647,58 175,53
Уфимская гр. НПЗ 556,18 217,50
«ЛПДС-Сокур» 507,74 33,40
«Лукойл-УНП» 457,62 193,06
НБ «Усть-Кут» 390,30 36,50
«Лукойл-ВНП» 375,36 64,02
«Лукойл-ННОС» 330,00 211,54
«Лукойл-ПНОС» 303,12 65,18
Саратовский ПНЗ 282,70 189,96
Комсомольский НПЗ 220,50 285,36
Хаб Владимир 212,58
АП Шереметьево 133,74 263,11
НБ «Находка-Крабовая» 96,00
«ЛИНИК» (ст. Марцево) 92,16
«Орскнефтеоргсинтез» 90,90 31,98
Хаб Батайск 80,34
АП Домодедово 72,94 114,28
«ЛИНИК» (ст. Брянск-Льговский) 70,56 35,64
ТАИФ НК 68,71 42,54
ЛПДС «Салават» 53,60
«Газпром нефтехим «Салават» 53,58 15,84
Сургутское УПГ 47,38
Хабаровский ПНЗ 35,70 77,82

Источник: “НГВ Биржевой рынок”, 12 января 2012 г.

Антимонопольное ведомство считает, что на внутреннем рынке РФ для расчета стоимости нефти и нефтепродуктов необходимо использовать три базовых индекса рыночных цен: сопоставимые цены зарубежных рынков, биржевые котировки и внебиржевые цены. Кроме того, было сообщено, что ФАС предложила правительству России рассмотреть возможность коренного реформирования структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) вплоть до разделения их на добывающие, перерабатывающие и сбытовые предприятия. В качестве “мягкого” переходного варианта ФАС намерена предложить ВИНК разделить учет по указанным видам бизнеса. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)