Важно учитывать, что в энергетике стране существуют две основные системные проблемы: перекос энергобаланса в сторону углеводородных источников энергии (доля угля, природного газа и нефтепродуктов близка к 80%) и высокая зависимость от внешних рынков, поскольку импорт углеводородов обеспечивает 81-86% внутреннего спроса.

Для снижения остроты этих факторов, а также согласно основным руководящим документам ЕС и национальных нормативных актов в энергетической и экологической сферах страна обязалась снизить выбросы СО2 на 14% по сравнению с аналогичным показателем 2005 г. и увеличить до 17% долю ВИЭ в энергобалансе страны (в 2009-2010 гг. –  примерно 11%).

Современный уровень использования ВИЭ (на рубеже первого и второго десятилетий нового века) в секторе электрогенерации позволяет вырабатывать примерно 25% электроэнергии (в 2010 г. – 75,27 ТВт-ч).

Анализируя представленную структуру производства электроэнергии на базе ВИЭ, можно сделать вывод, что к основному неуглеводородному источнику относится энергия воды (ГЭС), доля которого находится на уровне 67%, затем следует биомасса – 13%, энергия ветра – 11%, геотермальная энергия – 7% (в стране эксплуатируется 3 геотермальных электростанции), а солнечная энергетика находится на начальном этапе развития – 2%.

Следует отметить, что в настоящее время Италия взяла курс на ослабление стимулирования солнечной энергетики, что вызвано общими тенденциями энергетического рынка Евросоюза. В этом году вступил в силу новый национальный закон “Conto Energia III”, разработанный в соответствии с требованиями нормативных документов ЕС, в частности, Directive 2009/28/EC. До этого в переходный период (около 14 месяцев) действовал закон “Conto Energia II”.

Новый законодательный акт определяет два типа фотогальванических устройств: “установленные на крыше зданий” (“rooftop”) и “прочие системы”, и устанавливает порядок снижения ставок льготных тарифов, по которым электроэнергия поставляется в национальную энергосеть (“feed-in tariffs” – “FiTs”).

В первые четыре месяца уменьшение “FiTs” для неинтегрированных ФУ мощностью до 5 МВт составило в среднем 9,3%, а мощностью 5 МВт и более – 14,2% по сравнению с ранее действовавшими ставками. Для солнечных батарей, размещенных на крышах зданий, данный показатель уменьшился на 4,75-13,28% (до 0,362-0,297 евро/кВт-ч) в зависимости от типа ФУ.

Предполагается, что в 2011-2012 гг. понижение ставок “FiTs” будет проводиться каждые 4 месяца, при этом для категории “прочие системы” ежегодное уменьшение достигнет 6%, для “rooftop” – 2%. Кроме того, новый закон ограничил суммарную установленную мощность национальных ФУ, которая для неинтегрированных систем составила  3ГВт, встроенных ФУ – 200 МВт. Следует отметить, что в этом году закон дает право провести ревизию солнечных батарей, размещенных на крышах зданий, с целью уточнения их технических характеристик (типа, установленной мощности и др.).

В долгосрочной перспективе, согласно государственному плану, энергия воды и геотермальная энергия не получат серьезного расширения ввиду высокой степени задействования их природного потенциала и иных ограничений, а основной вектор развития будут определять два типа ВИЭ – энергия ветра и солнца.

В настоящее время реализация проектов в национальной сфере ВИЭ затруднена из-за общеевропейских экономических проблем, поэтому приток капиталовложений в этот сектор находится на низком уровне. В среднесрочной и долгосрочной перспективах для привлечения соответствующих инвестиций правительство страны намерено увеличивать торговлю “зелеными” сертификатами, вводить поэтапное регламентирование структуры выработки и потребления энергии (квотирование), предоставлять различные льготы предприятиям сектора и использовать другие механизмы, в том числе в рамках общеевропейских программ.

Наряду с расширением использования ВИЭ другими важными направлениями развития и модернизации энергетики страны являются повышение энергоэффективности и снижение энергозатрат. С этой целью уже в 2001 г. в оборот были введены “белые” сертификаты, которые призваны стимулировать уменьшение потребления первичной энергии хозяйствующим субъектами. Вторым важным шагом стали изменения отраслевых стандартов и в первую очередь в строительстве (декреты 192/2005 и 311/2006). В 2008-2010 гг. в сегменте нового жилья было сдано в эксплуатацию 827 тыс. квартир, из которых примерно 30% соответствовали новым требованиям.

В промышленности была принята программа “Industria 2015”, предусматривающая создание и производство высокоэффективных машин, оборудования и материалов.

Что касается развития атомной энергетики, то подобные планы правительством не рассматриваются ввиду высокого уровня недоверия к этому сектору, вызванного трагедией на АЭС “Фукусима” в Японии.

В ведущих экономиках ЕС, при сравнении тарифов на электроэнергию по состоянию на 2010 г., явно просматривается лидерство Франции, энергетика которой базируется на относительно дешевой атомной энергии. Тем не менее по основному ряду позиций Италия успешно конкурировала с Испанией и ФРГ, предоставляя конечным потребителям электроэнергию по более низким ценам.

В 2010 г. в Италии объем торгов электроэнергией увеличился на 1,6% и составил 318,6 ТВт-ч (в 2009 г. было зафиксировано снижение на 6,7%), из них внутреннего производства – 269,8 ТВт-ч (рост на 2,5%), а 48,8 ТВт-ч было импортировано (на 3,1% больше, чем в 2009 г.).

В стране действует национальная энергетическая биржа “Italian Power Exchange” (“IPEX”). В 2010 г. через каналы “IPEX” было продано 199,5 ТВт-ч электроэнергии (на 6,4% меньше, чем в 2009 г.); средние цены покупки (“PUN”) увеличились на 40 евроц. (на 0,6% к уровню 2009 г.) и составили 64,12 евро/МВт-ч, что объясняется ростом мировых цен на углеводороды. Таким образом, разница между “PUN” итальянской биржи и соответствующим показателем других крупнейших европейских энергетических бирж снизилась до 20 евро/МВт-ч (в 2007 г.  – более 32, в 2009 г. – 24).

Анализ структуры цены на электроэнергию в секторе частных домовладений и малых предприятий показывает, что соответствующие резиденты ФРГ были обременены более высокими налогами и сборами, которые в сумме составили 33-45% стоимости 1 кВт-ч электроэнергии (в зависимости от объема потребления), во Франции и Италии данный показатель находился в пределах 20-25%, а в Испании он был наименьшим и одинаковым для всех типов потребителей – 19,4% цены брутто.

Стоимость электроэнергии была самой высокой в ФРГ и Италии (37-22 евроц./кВт-ч). Наиболее низким данный показатель оставался во Франции (23-11 евроц./кВт-ч), причем в сегментах, где потребление превысило 5 кВт-ч в год, он был более чем в два раза ниже, чем в ФРГ и Италии и примерно на 1/3 меньше, чем в Испании.

Примерно аналогичная ситуация складывалась в промышленном секторе. Для этой категории потребителей доля налогов и сборов была наибольшей в ФРГ – 36-44%, затем следовали Италия (26-34%) и Франция (23-26%), а в Испании она оставалась такой же, как и для частного сектора – 19,4%, за исключением крупнейших потребителей (более 150 тыс. МВт-ч в год), для которых она составила 35,7%.

Наиболее дорогая электроэнергия отпускалась предприятиям Германии и Италии (29-11 евроц./кВт-ч), дешевая – компаниям Франции (14,5-6,5 евроц./кВт-ч), испанский промышленный сектор занимал промежуточное положение (22-10 евроц./кВт-ч).

Для крупных предприятий с потреблением 70-150 тыс. МВт-ч электроэнергии в год значительное конкурентное преимущество имели французские и испанские фирмы, для которых цена 1 кВт-ч была почти на 40% ниже, чем аналогичный показатель в Италии и ФРГ. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)