В отличие от нерентабельной солнечной энергетики, которую государство с упорством, достойным лучшего применения, накачивало деньгами, проекты в малой гидроэнергетике имеют внятную перспективу. как, впрочем, и проблемы.
В Украине много малых рек и мало небольших гидроэлектростанций. На более чем 60 тысячах маленьких речушек в прошлом году работали всего 73 такие станции, суммарно выработавшие около 203,5 млн. кВт-ч электроэнергии. Это примерно 0,13% от общего годового производства электроэнергии в Украине. Для сравнения: потери в электросетях облэнерго почти на два порядка больше.
Но можно сказать и по-другому: в прошлом году именно малые гидроэлектростанции произвели более 61% “зеленой” энергии страны. И, в отличие от нерентабельной солнечной энергетики, которую государство с упорством, достойным лучшего применения, накачивало деньгами, проекты в малой гидроэнергетике имеют внятную перспективу. Как, впрочем, и проблемы.
Пик строительства малых ГЭС в Украине пришелся на 50-е годы прошлого века, когда их насчитывалось до 960. Правда, львиная их доля – это совершенно примитивные станции на базе мельничных плотин мощностью в несколько десятков киловатт. С ними без особого сожаления расстались через десяток лет.
Однако одновременно под удар попали достаточно мощные и современные гидроэлектростанции. В период гигантомании и дешевых ресурсов большую их часть закрыли. Осталось около полусотни работающих станций, оборудованию которых в следующие три-четыре десятилетия пришлось демонстрировать чудеса живучести. Не зря традиционное описание проблем украинской мини-ГЭС выглядит примерно так: “Необходимо осуществить реконструкцию, капитальный ремонт гидросооружений и зданий ГЭС, модернизацию существующего и установленного энергетического оборудования, систем защиты, автоматизации и учета электроэнергии”. Чем, собственно, потихоньку и занялись. Благо, бизнес рентабельный.
В Украине с 2009 г. для электрогенерирующих станций действует “зеленый” тариф, обеспечивающий окупаемость инвестиций. Под этот “зеленый зонтик” попадают и малые ГЭС мощностью менее 10 МВт.
Сам “зеленый” гидротариф (около 10 евроцентов) достаточно скромен и, в отличие от ветровой или тем более запредельно дорогой солнечной электроэнергии, вполне сравним с ценами на Энергорынке. И хотя бизнес на гидроэнергетике достаточно сложный, желающие заняться им есть.
В 2009 г. Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) утвердила “зеленый” тариф 14 компаниям, которые в целом эксплуатировали 46 малых ГЭС. В 2010 г. этот тариф получили еще 12 фирм, эксплуатирующих 15 малых ГЭС. По данным НКРЭ, всего в прошлом году работало уже 73 электростанции. За два месяца этого года “зеленый” тариф получили еще пять малых ГЭС. Процесс потихоньку идет.
Появились даже гранды малой гидроэнергетики. Винницкая ассоциация “Новосвит” эксплуатирует полтора десятка малых ГЭС в Винницкой, Черкасской, Хмельницкой, Ивано-Франковской и Тернопольской областях. И собирается расширить список регионов присутствия: обещает построить до пяти ГЭС в Черновицкой области и прикупить у государства малые ГЭС в Полтавской и Киевской областях.
По оценке упомянутой ассоциации, гидропотенциал малых ГЭС составляет 8,3 млрд. кВт-ч в год. Цифра, откровенно говоря, очень оптимистичная. В многострадальной (и постоянно переписываемой) Национальной энергостратегии Украины она пока более чем вдвое скромнее – 3,75 млрд. кВт-ч. Но это все равно в 18 раз больше нынешнего производства.
Согласно новому проекту энергостратегии до 2020 г., планируют завершить реконструкцию и восстановление малых ГЭС общей мощностью 135 МВт (0,44 млрд. кВт-ч) и начать строительство новых.
Предполагается строительство новых малых ГЭС на реке Днестр и ее притоках (мощность 560 МВт, производство 1,78 млрд. кВт-ч в год) и на Тисе и ее притоках (до 400 МВт, 1,41 млрд. кВт-ч). Плюс запланирован ввод микро-ГЭС на малых водотоках (общая мощность 45 МВт, годовой объем производства электроэнергии 120 млн. кВт-ч).
Согласно энергостратегии экономически целесообразные показатели к 2030 г. – 1,14 тыс. МВт мощности с годовым объемом производства электроэнергии 3,75 млрд. кВт-ч. Для сравнения: примерно столько же поставили в прошлом году “Сумы-” и “Черниговоблэнерго”, вместе взятые.
Сами облэнерго тоже занялись гидростанциями и даже начали их восстанавливать. Этим занимаются “Чернигов-“, “Сумы-” и “Кировоградоблэнерго”. Ну а самая мощная гидрогенерация – у горного “Закарпатьеоблэнерго”, которая вырабатывает на реках около 6% потребляемой электроэнергии. Правда, львиная доля приходится на Теребля-Рикскую ГЭС, которую относят не к малым, а к средним ГЭС.
В целом же в прошлом году было введено 2,26 МВт мощностей малых ГЭС. Цифра, с одной стороны, почти смешная, но с другой – введение мощностей каждой такой станции означает приведенную в порядок старую плотину и небольшое снижение хотя бы региональной энергозависимости Украины.
Обходятся новые мощности не так уж дешево – в среднем примерно $1000 за киловатт. Бывают и совсем дорогие проекты. Пуск в Ивано-Франковской области ГЭС на реке Золотая Липа мощностью 320 кВт обошелся в 9,8 млн. грн. Это почти $4000/кВт. Интересно, что при таких суперзатратах проект окупаемый, и средства собираются вернуть за 12 лет.
Впрочем, сейчас в основном восстанавливают старые ГЭС. Новых пока практически не строят. Благо, подходящих для восстановления малых ГЭС осталось еще под сотню.
Теперь Фонд госимущества Украины продает и гидроэлектростанции. В начале 2012 г. ФГИ продал в Киевской области две малые ГЭС на реке Рось в Богуславском районе. Цены щадящие: Богуславская ГЭС ушла за 3,7 млн. грн., а Дыбенская – аж за 1,9 млн. грн. Что еще веселее, обе они еще пять лет будут находиться в аренде.
Месяц назад продали за 2,3 млн. грн. и две ГЭС в Полтавской области (Опишнянскую и Кунцевскую). Далее Фонд госимущества планирует выставить на продажу в этой же области еще Сухорабивскую, Остапьевскую, Шишацкую и Велико-Сорочинскую малые гидроэлектростанции.
У гидроэнергетиков появилось даже небольшое лобби в парламенте. Так, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, который предлагает увеличить коэффициент тарифа для малых ГЭС.
Гидростроители также не против пересмотреть обязательную долю импортного оборудования. Согласно закону о “зеленых” тарифах, с 2012 г. доля оборудования, материалов, услуг и монтажных работ украинского происхождения должна составлять не менее 30% от общей стоимости строительства “зеленой” электростанции. А с 1 января 2014 г. “отечественная” доля будет увеличена до 50%.
Мысль вполне здравая. В Германии “зеленый” тариф вообще действует только для станций, работающих на национальном оборудовании. Но импортеры недовольны и пытаются эту норму отменить. Хотя ситуация, когда за счет украинского потребителя стимулируется импорт, как минимум, небесспорна. В стране вполне достаточно и своих мощностей по производству оборудования для ГЭС, прежде всего малых. Это и Сумское НПО им. Фрунзе, и “Турбоатом”, и “Южэлектромаш”, и Полтавский турбомеханический завод, и Нежинский ремонтно-механический завод (шлюзы), и прочие. Были бы заказы от фирм.
Недавно Кабинет министров Украины предложил детализировать законодательные нормы, регламентирующие процедуры освобождения от налогообложения энергоэффективных проектов. Под действие этих норм подпадают и производители электроэнергии на малых ГЭС. В частности, предлагается установить, что предоставление налоговых льгот (освобождение от налога на прибыль) предприятиям, реализующим энергоэффективные проекты, возможно только после одобрения такого проекта на уровне Кабинета министров Украины. Идея, в общем-то, здравая. Если, конечно, не превратится в очередную коррупционную кормушку “для своих”. Пока деятельность наших чиновников на ниве энергоэффективности более чем спорная.
Наиболее интересным регионом для развития малой гидроэнергетики является Закарпатье. Согласно нацпрограмме, там будет введена в эксплуатацию примерно треть энергогенерирующих мощностей (благо, горный рельеф позволяет). Тем более что это хотят совместить и с проведением противопаводковых мероприятий. Согласно “Схеме комплексного использования водных ресурсов р. Тиса” при строительстве ГЭС будет защищено 28 населенных пунктов (включая города Берегово и Хуст).
Есть прожекты и покруче. “Программой энергосбережения и энергообеспечения на период до 2015 г.”, разработанной по заказу Закарпатской облгосадминистрации, предусмотрено сооружение сотен (330) малых гидроэлектростанций мощностью от 5 кВт до 1,5 МВт и суммарной мощностью около 700 МВт.
Иными словами, малые ГЭС чиновники планируют разместить едва ли не во всех поселениях вдоль ручьев и рек, начиная с верховьев реки Тиса. В итоге обещают, что Закарпатская область сможет на 70% уменьшить свою энергозависимость. Но эти заявления вызвали панику, и, видимо, небезосновательную, у экологов и местных жителей.
Для возведения мини-ГЭС земельные участки отбираются не с точки зрения нанесения наименьшего вреда природе, а самые продуктивные, с наибольшим перепадом высот. При этом не учитываются ни особенности местности, ни природные условия, ни геологическое строение. Изыскания длятся не более полугода, после чего сразу начинается строительство, тогда как во всем мире подготовка и выбор строительной площадки занимают несколько лет.
А это уже может изменить русла рек и усугубить главную проблему Карпат – эрозионные и оползневые процессы. Также могут пострадать редкие виды животных и растений.
Впрочем, на все эти мегапроекты денег пока нет. И, скорее всего, не будет.
Однако проблема вполне реальная, ведь загубить природу достаточно легко, поэтому экологическая экспертиза не должна превращаться в формальность. Предстоит сложный поиск вариантов совмещения экономики и экологии. Тем более, когда местные чиновники начинают говорить, что в Закарпатской области можно произвести и 10 млрд. кВт-ч электроэнергии, появляются сомнения в качестве их экспертов. Хотя бы потому, что по всей Украине рассчитывают с малых рек взять втрое меньше энергии.
Сейчас на горных реках Ивано-Франковщины планируют построить до полутора сотен мини-ГЭС, до 40 – на Львовщине. Еще недавно все было скромнее. К примеру, в Ивано-Франковской области собирались построить на базе горных емкостей противопаводковой защиты только 37 мини-ГЭС.
Несколько десятков станций предполагают построить и на Буковине. Ее власти уже заявили, что область будет возобновлять работу малых ГЭС. По их данным, гидроэнергетический потенциал малых рек Буковины составляет 210 МВт. Возможно восстановление малых ГЭС в трех районах области и строительство новых еще в трех. То есть планы снова привычно грандиозные.
Реальность, конечно, будет поскромнее. Громко анонсировать и строить – это разные вещи. Тем более что старые плотины скоро закончатся, а строить новые будет куда как затратнее.
Но лед явно тронулся. А участие бизнеса гарантирует, что весь пар (в данном случае, вода) не уйдет в свисток. (Зеркало недели/Энергетика Украины, СНГ, мира)