“Bridges Weekly” сообщает о заметном обострении в августе 2012 г. продолжающегося торгового спора между Аргентиной и ЕС. Указанная страна подала жалобу в ВТО в связи, как утверждается, с дискриминацией испанской стороной аргентинских поставок биодизельного топлива. Такие действия предприняты на фоне усиливающегося соперничества в аграрно-топливной области, несмотря на обещание Аргентины не вовлекать ВТО в наметившуюся конфронтацию. Одновременно ЕС начал свое собственное расследование по поводу якобы имеющего место демпинга при поставках аргентинского и индонезийского биотоплива на европейский рынок.

В 2011 г. экспорт биотоплива из Аргентины в Испанию достиг 750 млн. евро, что в дополнение к индонезийским поставкам составило почти 75% совокупных потребностей испанского рынка.

Законодательные нормы в Испании, дающие предпочтение продукции стран Евросоюза, были одобрены в апреле 2012 г. в рамках более широкого нормативно-правового регулирования, нацеленного на выполнение Директивы ЕС по возобновляемой энергии. Учитывая план увеличения использования биодизельного топлива на транспорте, данная директива и испанское законодательство предусматривают, чтобы любое транспортное топливо включало определенный процент биотоплива.

В соответствии с одобренными в апреле изменениями требование о смешивании подразумевает, что в качестве добавки может использоваться только биотопливо, произведенное в Евросоюзе. Топливо, которое представляет собой смесь, – причем биотопливная составляющая имеет иностранное (вне ЕС) происхождение – не подпадает под новые правила. Кроме того, апрельские нормы предусматривают квотовую систему для западноевропейских производителей, имеющих сертификат о регистрации в ЕС, иностранные продуценты из этой системы исключены. В действительности это означает, что такие страны, как Аргентина, могут продолжить поставлять сырье для производства топлива (в частности, соя-бобы) в Испанию, однако уже произведенное топливо не будет иметь доступа на западноевропейский рынок.

Представители аргентинского Министерства иностранных дел, международной торговли и культа обращают внимание на тот факт, что основными поставщиками биотоплива в Испанию и ЕС в целом являются развивающиеся страны. Государства этой группы в таких условиях вынуждены оставаться экспортерами сырья, а не продвигаться в глобальных цепочках снабжения на более высокий уровень, подразумевающий большее участие в создании добавленной стоимости.

В поданной в ВТО жалобе отмечается, что испанское законодательство отдает предпочтение товару европейского происхождения, аналогичная продукция из других стран на практике дискриминируется. Де-факто запрещается ввоз биодизельного топлива из государств, не входящих в Евросоюз. Соответствующая аргентинская продукция лишается доступа на западноевропейский рынок. В обстановке усиления конкуренции со стороны одного из ведущих в Западном полушарии сельхозпроизводителя испанские компании добивались такого законодательства на протяжении ряда лет. В апреле газета “El Pais” сообщила, что президент К. Киршнер успешно противостояла принятию Испанией ограничительных мер. После объявления  Аргентиной национализации контрольного пакета “YPF” (51%), принадлежащего испанской “Repsol”, Испания предупредила, что предпримет ответные меры в торговле, энергетике и внешнеторговой сфере. Запрет на ввоз биотоплива стал шагом, который может рассматриваться как реакция на позицию Аргентины.

Индонезия, являющаяся после Аргентины вторым по значимости поставщиком биодизельного топлива в Испанию, в настоящее время рассматривает вопрос о целесообразности участия в данном споре.

Испанские производители биодизельного топлива преследуют региональные цели вместе с другими производителями такой же продукции из прочих стран, входящих в ЕС. После того, как объединение “European Biodiesel Board” (“EBB”) потребовало организовать разбирательство, Европейская комиссия заявила, что готова начать расследование по поводу возможного демпинга при поставке миллионов тонн аргентинского биодизельного топлива на рынок ЕС.

Ранее было проведено предварительное расследование, которое показало, что объем поставленной продукции и цены на нее негативно повлияли на результаты в соответствующей отрасли в ЕС, в частности, на финансовую ситуацию в ней. Как отмечает генеральный секретарь “EBB” Р. Гарофало, цены на исходное сырье (соя-бобы) в Европе выше, чем на само биодизельное топливо, импортируемое из Аргентины и Индонезии. По его мнению, ситуация примерно такая же, как если бы цены на сталь оказались выше, чем на изготовленные из нее автомобили. В таких условиях конкурировать невозможно.

Руководство “EBB” (данное объединение представляет компании, производящие более 25%  биодизельного топлива в Евросоюзе) утверждает, что из-за ввоза указанного биотоплива из Аргентины и Индонезии цены на него в ЕС приходится понижать на $60-110/т. Обе страны дифференцируют ставки экспортных пошлин в зависимости от глубины переработки исходного сырья. При значительном повышении экспортной пошлины на сырье, используемое для производства биодизельного топлива, в отличие от пошлин на последнее, дестимулируется вывоз необработанного сырья, а поставки за рубеж самого топлива оказываются более выгодными.

В условиях такой конкуренции производители биодизельного топлива в ЕС вынуждены идти на сокращение объемов производства, параллельно регистрируется рост числа банкротств.

В Аргентине последовательно проводилась политика, направленная на развитие национальной промышленности по производству биодизельного топлива, по масштабам которого она вышла на 2-е место в мире. Одновременно данная страна является глобальным лидером по экспорту соевой муки и соевого масла. Закупки биодизельного топлива в Аргентине и Индонезии быстро росли с 2008 г. и в 2011 г. составили 2,5 млн. т, что превысило 90% всего импорта указанной продукции в ЕС.

Спор между Аргентиной и ЕС по торговле данным товаром представляет собой пример столкновения интересов на рынках возобновляемых энергоисточников. В последние годы наблюдается рост числа разбирательств в сфере “зеленой” энергетики. Многие страны используют “зеленые” (разрешенные) субсидии или торговые ограничения, введенные со ссылкой на необходимость предотвращения экологических нарушений, в качестве протекционистских мер. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)