Конфликты с налоговиками случались у нефтяных компаний “Привата” и раньше. Но никогда зимой, накануне годовых собраний акционеров “Укрнафты”.

8 января Харьковский апелляционный хозяйственный суд по иску Минобороны Украины взыскал с ПАО “Укртатнафта” 58 млн. грн. за систематическое уклонение должника от поставок почти 6 тыс. т топлива для нужд украинских Вооруженных сил. Не сумевший договориться с военным ведомством Кременчугский НПЗ “Укртатнафты” принадлежит государству, у которого находится 43,05% акций, а также компаниям учредителя ПриватБанка Игоря Коломойского и его партнера Александра Ярославского, за которыми закреплено по 28% акций.

Накануне решения суда в пользу Минобороны входящие в группу ПриватБанка массмедиа стали тиражировать данные о стартовавших в предновогодние дни масштабных притеснениях нефтяного бизнеса этой структуры. Служба новостей ТСН, в частности, сообщила, что налоговая милиция парализовала работу автозаправок “Авиас”, “Укртатнафта” и ANP одновременно в нескольких областях Украины. По ее информации, 29 декабря налоговая милиция по судебному иску потребителей, недовольных качеством бензина, изъяла для проведения экспертизы 50 т нефтепродуктов на одной из АЗС сети ANP в Харькове, за несколько дней до этого остановила работу одной из нефтебаз в Винницкой области, а также закрыла заправку в Черновцах. После новогодних праздников ПАО “Укртатнафта” сообщило агентству УНИАН (входит в медиаимперию Коломойского) о создании комиссии для проверки качества топлива, покупаемого у завода оптовыми покупателями. К участию в работе созданной при НПЗ комиссии были приглашены работники налоговых инстанций, службы защиты прав потребителей, а также журналисты.

Список неприятностей, обрушившихся на компании группы “Приват”, был бы неполным без упоминания о начавшемся в январе банкротстве ее авиационных активов – компаний “АэроСвит” и “Донбассаэро”. Если смена их собственников окажется фиктивной и завершится банальной очисткой от долгов, вполне может оказаться, что новогодний информационный шум, поднятый вокруг действий ГНСУ и заправок “Привата”, это всего лишь грамотно проведенное этой группой медийное сопровождение псевдобанкротства авиакомпаний, собственники которых, якобы от страха перед репрессиями власти, чинимыми на рынке нефтепродуктов, утратили на какое-то время всякую возможность где-нибудь перекредитоваться. Даже в собственной сети банков. А потом получили возможность перекредитоваться. Если же активы указанных авиакомпаний перейдут к реальному собственнику, не входящему в орбиту влияния “Привата”, вполне возможно, что аналогичная судьба в самое ближайшее время ожидает и нефтяные активы группы.

Оправдается ли последний прогноз о реальной смене собственника, вряд ли можно будет узнать до февраля или даже марта. В феврале традиционно проходят очередные годовые собрания ПАО “Укрнафта”, ключевого нефтяного актива группы. 50% акций этой нефтекомпании принадлежит НАК “Нафтогаз Украины” и управляется Минэнерго Украины. С подачи этого ведомства компании “Привата” в 2010-2011 гг. проводили подготовку к созданию вертикально интегрированной нефтекомпании на базе “Укрнафты” и Кременчугского НПЗ. Особого успеха в этом направлении достигнуто не было. Даже наоборот. Итоги 2012 г. свидетельствуют о крахе государственной нефтяной политики – трубопроводный транзит нефти через Украину за год сократился более чем на 40%, а падение переработки нефти к концу года составило более 50%.

В 2011 г. падение в указанных отраслях было трагическим, но вовсе не катастрофическим – минус 10-15%. Трагическое можно было бы наверстать за год. Но в 2012 г. этого сделать не удалось, наоборот положение усугубилось. Ранее, в 2010 г., еще были надежды на то, что группе учредителей ПриватБанка во главе с Игорем Коломойским в 2010-2012 гг. удастся наладить альтернативный РФ импорт нефти в Украину из Азербайджана. Но не получилось. Вместо ожидаемых 2-3 млн. т нефти в год максимальный уровень импорта в 2010-2011 гг. составил всего 1 млн. т, к 2012 г. азербайджанский импорт нефти в Украину вообще прекратился – без лишнего шума в активной до этого киевской прессе.

В отрасли переработки два года назад тоже имелись поводы для оптимизма, но и они исчезли. Одним из таких поводов были намерения создать вышеупомянутую новую вертикально интегрированную компанию, а также не реализованные планы НАК “Нафтогаз Украины” стать главным оператором поставок сырой нефти на Лисичанский, а затем и на Кременчугский НПЗ.

Учитывая фактор грядущего собрания акционеров “Укрнафты” и начала сложного, как правило, диалога между ее государственными и частными акционерами, можно как угодно расценивать разгоревшиеся страсти между налоговиками и нефтетрейдерами Игоря Коломойского. Можно также только гадать, почему именно “под елочку”, а не к 8 марта вдруг обострились отношения между его компаниями-авиаперевозчиками и его же компаниями-кредиторами, которые, к слову сказать, обострились не за один день и не за один месяц. Это, в конце концов, вполне может оказаться очередным многоходовым шоу с целью рекрутинга новых сил при поддержке “Привата” в украинских властных структурах. Или наоборот, началом реальной подготовки Коломойского к битве с конкурентами за распределение долей в обещанном, но так и не проведенном объединении “Укрнафты” и Кременчугского НПЗ. Но, в отличие от этих и других вариантов, главный итог заключается в том, что и в том и в другом случае с учетом времени, потраченного на внутрипартийные и межклановые разборки, власть явно не успеет к грядущим президентским выборам наверстать грандиозную рецессию, которая за 2011-2012 гг. катастрофически истощила украинский транзит и переработку нефти. А ведь многие в украинской власти, просчитав подобные незавидные перспективы, всегда готовы спросить за упущенные шансы уже сегодня. И кстати, не у одного Игоря Коломойского, просто он, как говорится, больше других сидит дома в Швейцарии. (Комментарии/Энергетика Украины, СНГ, мира

)