Идея демонополизации экспорта российского газа в части поставок сжиженного природного газа (СПГ), выдвинутая НОВАТЭКом, обретает реальные черты. Президент Владимир Путин публично признал вопрос актуальным и поручил его продумать. В борьбу с монополией “Газпрома” открыто вступил президент “Роснефти” Игорь Сечин, к которому присоединился глава “Зарубежнефти” Сергей Кудряшов. Более того, “Роснефть” уже обдумывает строительство завода СПГ на Дальнем Востоке – по сути, прямого конкурента проекту “Газпрома” “Владивосток СПГ”. Сам “Газпром”, всегда выступавший резко против демонополизации, на этот раз просто вывели из дискуссии.
13 февраля в ходе заседания президентской комиссии по ТЭКу Владимир Путин впервые публично заявил о “необходимости продумать возможную поэтапную либерализацию экспорта СПГ”. “Если мы не будем проводить активную политику, то рискуем практически полностью отдать этот рынок нашим конкурентам”,- подчеркнул президент, добавив, что сейчас доля России на мировом рынке СПГ составляет всего 3,6%. Публично выступил за демонополизацию и глава “Роснефти” Игорь Сечин, который, по данным “Коммерсанта”, подключился к дискуссии в январе, поддержав инициативу НОВАТЭКа. “Предлагаю провести либерализацию экспорта СПГ, произведенного из газа месторождений, частично или полностью расположенных в территориальных водах, на континентальном шельфе, на полуострове Ямал и Гыдан, и принять меры налогового и таможенного стимулирования”,- сказал Игорь Сечин. Позже глава российского представительства ExxonMobil Гленн Уоллер заявил, что компания вместе с “Роснефтью” изучает возможность строительства завода СПГ на Дальнем Востоке.
Обсуждение демонополизации экспорта газа в сентябре запустил НОВАТЭК, обратившийся с этим вопросом в Минэнерго. Однако Игорь Сечин еще в ноябре выступал категорически против, настаивая на сохранении единого экспортного канала. При этом компания получила уже больше 40 лицензий на участки на шельфе, которые являются преимущественно газовыми. “Такие объемы не могут быть реализованы на внутреннем рынке”, – сказал Игорь Сечин, подчеркнув, что либерализация экспорта не принесет ущерба “Газпрому”. В пользу отмены монополии для шельфовых проектов также высказался глава “Зарубежнефти” Сергей Кудряшов (компания давно хочет выйти на шельф).
В конце января в Давосе о возможности демонополизации экспорта СПГ говорил премьер Дмитрий Медведев, до этого инициативу поддержали Минэнерго, Минэкономики, Минприроды и ФАС. Но Дмитрий Медведев отметил, что “если это и делать, то максимально тщательно рассчитав все последствия”, так как “мы не должны потерять деньги, и это самое главное”. Позже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков разъяснял, что в результате отмены экспортной монополии в части СПГ независимые производители газа должны получить возможность развиваться. НОВАТЭК свою инициативу объяснял трудностями с привлечением финансирования для своего проекта “Ямал СПГ” стоимостью $20 млрд. При этом Дмитрий Песков тогда уточнил, что демонополизация экспорта в первую очередь не должна навредить “Газпрому” как крупнейшему налогоплательщику. Сам концерн до сих пор резко критиковал все идеи демонополизации экспорта. Однако 13 февраля в “Газпроме” отказались от комментариев. Более того, глава монополии Алексей Миллер, который формально входит в состав комиссии “по согласованию”, в заседании 13 февраля участия не принимал. В “Газпроме” не смогли пояснить, сама монополия приняла такое решение, или ее просто не пригласили к обсуждению столь важного вопроса.
Либерализация экспорта могла бы открыть независимым производителям газа европейский рынок, где они составят конкуренцию “Газпрому”, чей экспорт в Европу на фоне строительства новых дорогостоящих газопроводов Nord Stream и South Stream и без того падает. Из-за этого в 2012 г. российский бюджет недополучил десятки миллиардов рубоей, подчеркнул 13 февраля Владимир Путин. Замминистра энергетики Павел Федоров, накануне подавший в отставку, утверждал, что предложения по демонополизации экспорта, которые подготовило Минэнерго, учитывают “положение “Газпрома” на европейском рынке, как замыкающего поставщика”.
А глава Минэнерго Александр Новак потом говорил, что главным рынком для российского СПГ, в том числе независимых производителей, станет АТР.
Однако 13 февраля старший советник по СПГ Total (владеет 20% в “Ямал СПГ”) Кристоф Тома заявил, что “Ямал СПГ” (его первоначальная мощность составит 16,5 млн. т в год) ведет переговоры с пятью европейскими компаниями, в том числе испанскими и французскими, о продаже им 50% СПГ, который будет производить предприятие. По его словам, контракты могут быть заключены уже в этом году, после того как будет принято окончательное инвестиционное решение по проекту. Впрочем, Кристоф Тома добавил, что все эти объемы не обязательно пойдут в Европу, часть из них может поступить на мировой рынок. В НОВАТЭКе переговоры с европейскими компаниями и итоги президентской комиссии по ТЭКу 13 февраля не комментировали.
Но говорить о победе независимых производителей газа над “Газпромом” пока рано. Комиссия не приняла решений по демонополизации, президент предложил подумать, не уточнив сроки, хотя конкретные предложения уже были готовы, подчеркивает Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. Накануне Александр Новак сказал, что варианты демонополизации экспорта возможны как по “отдельным проектам”, так и по “территориальному – географическому – разделению”. По мнению Валерия Нестерова, вероятно, в этом и будет заключаться поэтапность, когда монополия “Газпрома” по СПГ формально будет сохранена, но в закон будут вноситься оговорки по отдельным проектам. (Коммерсант/Энергетика Украины, СНГ, мира)