Украине надо прожить около шести лет до окончания невыгодного контракта с Россией на поставку газа, который заключила в январе 2009 г. тогдашний премьер Юлия Тимошенко. По подсчетам экономистов, мы ежегодно переплачиваем “Газпрому” около $6 млрд. Поскольку пока не удается договориться с Россией снизить цену с политической до справедливой (для примера – Германия находится дальше нас от РФ, а газ покупает дешевле на $100/1000 куб. м, чем Украина, которая платит $420-430, и то с учетом скидки в $100 благодаря харьковским соглашениям), то наша страна ищет альтернативу “Газпрому”.
Она есть, но стоит денег и требует времени. Правда, пока удалось добиться немногого: в прошлом году за счет реверсных поставок из Европы получено 57 млн. куб. м газа по цене около $300 – это даже не капля в море, ведь у “Газпрома” его куплено в 600 раз больше (то есть лишь 0,2% от общего объема поставок). “Сегодня” разбиралась, какой вариант газовой независимости лучше.
По мнению независимого эксперта Валентина Землянского, варианты с туркменским и азербайджанским газом на сегодня утопичны: пока нет трубы между Азербайджаном и Турцией, все поставки его к нам замыкаются на “Газпроме”, а он добро не даст. “Это из области фантастики – сказать “Газпрому”: мы купим у вас меньше газа, ибо взяли его дешевле в другом месте, при этом просим вместо вашего газа пропустить по трубе наш”, – говорит Землянский. Поэтому наиболее реальны два способа диверсификации путей газа: строительство LNG-терминала под Одессой (г. Южный), где могут швартоваться танкеры со сжиженным газом, и увеличение реверсных поставок из Европы. На первом этапе можно взять в аренду плавучий завод (мощность 5 млрд. куб. газа в год), а тем временем построить наземный LNG-терминал для приемки газовозов. Главная проблема – как его загрузить. Пока вопрос не решится, в строительство терминала ни один инвестор деньги не вложит. Дело в том, что турки неохотно пускают танкеры через свои проливы Босфор и Дарданеллы – суда длинные (более 300 м), везут опасный груз и требуют особой осторожности при проходе через Босфор с его семью резкими поворотами. А значит – возможны перебои. Что касается европоставок газа, контракт о которых подписан еще в 2012 г., то они ограничены пропускной способностью трубопроводов – 3 млрд. куб. м в год, говорит Землянский.
Однако директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич утверждает, что уже найден способ обойти “Газпром”: “Физически газ не будет ходить туда-сюда, только по бумагам, – объясняет Марунич. – Некая частная структура в Украине закупает у “Газпрома” газ для поставок в Европу, а, например, в Германии берет газ из Катара или Норвегии для продажи в Украине. В итоге российский газ остается у нас, а такой же объем норвежского – в Германии. Так можно транспортировать любые объемы”.
Большие надежды возлагаются и на наш сланцевый газ, разведку которого ведут американские компании Shell и Chevron в Донбассе и на западе Украины. Но до промдобычи дело дойдет года через два-три. Экономическая выгода от сланцевого газа есть, по словам Землянского, его себестоимость – $180-250 за 1000 кубов. Так как газ добывается рядом с потребителем, сэкономим на транспортировке. “Если сравнить с нынешней ценой российского газа, которую платит конечный потребитель, то сланцевый газ, добытый в Украине, обойдется ему на $300 дешевле нынешней российской цены”, – говорит эксперт. Учитывая, что запасы Юзовского и Олесского месторождений оцениваются в 7-11 трлн. кубов, это может стать решением энергопроблемы страны, даже при условии, что Shell и Chevron (которые вкладывают деньги) первые несколько лет будут брать себе 70% газа, пока не окупят затраты. После этого доля принадлежащего Украине газа составит 50-60%. Правда, все вопросы обходных путей отпали бы сами собой, если бы газпромовская цена на границе с Украиной снизилась бы в два раза, став $200 за 1000 кубов. (Сегодня/Энергетика Украины, СНГ, мира)