Глава “Транснефти” Николай Токарев будет добиваться пересмотра контракта с Азербайджаном на экономически выгодных для России условиях. Политический договор, который приносил “Транснефти” одни убытки, теперь обретет новые, коммерчески выгодные черты: пересмотренный тариф и впервые создание банка качества нефти.
В мае было прекращено действие заключенного в 1996 г. договора между Россией и Азербайджаном о транзите нефти. Физические поставки сырья из Баку по территории России будут прекращены с 1 января будущего года.
Контракт с Азербайджаном, который заключался после развала СССР, всегда был более политическим. Тогда на первый план выступало желание сохранить отношения между странами. Двустороннее российско-азербайджанское межправительственное соглашение о транзите азербайджанской нефти по трубопроводу Баку – Новороссийск предусматривает транспортировку 5 млн. т нефти в год по тарифу $15,67/т. Эта ставка с тех пор не изменялась ни разу.
До 2009 г. стороны действовали в рамках договора, пока Баку не снизил объем прокачки в два раза, до 2,5 млн. т. К этому времени почти все месторождения госкомпании SOCAR вошли в так называемую позднюю стадию разработки и уровень добычи начал снижаться. “Транснефть” такая ситуация не радовала: при низком тарифе перекачивать малые объемы становилось все менее выгодным.
В начале 2011 г. на встрече с представителями СМИ Николай Токарев сообщил, что компания планирует пересмотреть договор с Азербайджаном по транспортировке нефти по нефтепроводу Баку – Новороссийск. Убытки “Транснефти” на содержание этого участка он оценивал в $50 млн. в год.
После нескольких попыток договориться с Баку по условиям договора Николай Токарев в том же 2011 г. инициировал пересмотр условий межправительственного соглашения с Азербайджаном: Баку предлагалось на 30-40%, до 3-3,5 млн. т, сократить квоту прокачки по трубопроводу. Невостребованные Азербайджаном квоты “Транснефть” планировала передать «ЛУКойлу», начавшему добычу на месторождении имени Корчагина на шельфе Каспия. Проект поправок к договору был отправлен на согласование в Баку 25 мая. Но в ответном письме министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев тогда министру энергетики Сергею Шматко написал, что “госнефтекомпания Азербайджана вполне удовлетворена ходом реализации соглашения”.
Только в этом году после серии безрезультатных переговоров Николаю Токареву удалось убедить главу правительства Дмитрия Медведева принять кардинальные меры. 5 мая премьер-министр подписал распоряжение правительства о расторжении межправительственного соглашения с Баку.
До конца года стороны должны подписать новый договор, и “Транснефть” рассчитывает заключить его на коммерческих условиях. “Тариф $15,67/т является политическим. Компания могла бы еще согласиться с ним, если бы соблюдались объемы, которые прописаны в договоре”, – говорит советник Николая Токарева Игорь Демин.
Если в 2009 г. Азербайджан транспортировал 2,5 млн. т нефти, в 2012 г. объем снизился до 2 млн. т, а в 2013 г. Баку намерен прокачать уже в три раза меньше договорного объема – 1,6 млн. т. При этом тариф по альтернативным маршрутам азербайджанской нефти оценивается в $25/т. Размер тарифа будет определен исходя из объема нефти, который захочет поставлять Баку по трубопроводу: чем больше объем, тем, очевидно, меньше будет тариф, отметил Игорь Демин. Федеральная служба по тарифам проведет окончательные расчеты и утвердит его.
Впрочем, если контракт будет подписан, он станет уникальным и впервые в нем может быть прописано создание банка качества нефти в порту Новороссийска. Как рассказал РБК daily источник, знакомый с ситуацией, SOCAR не раз обвиняла “Транснефть” в том, что “в Новороссийске поставляемая из Баку нефть смешивалась с некачественной казахстанской и в результате компания была вынуждена продавать ее дешевле”. Отчасти этими соображениями можно объяснить нежелание Баку держаться условий договора по объемам нефти, отметил собеседник.
Компания уже предлагала Баку эту идею ранее, парирует Игорь Демин. “Года два назад мы предлагали обсудить вопрос создания банка качества нефти. Казахстан согласился приехать. Азербайджан так и не ответил”, – рассказывал он.
“Мы знакомы с российской позицией и с уважением относимся к ней”, – сказал глава пресс-службы SOCAR Низаметдин Гулиев. Он подчеркнул, что госкомпания Азербайджана является сторонником проведения переговоров для достижения “обоюдовыгодного коммерческого решения”. В компании не смогли уточнить, получили ли в Баку уведомление от российского МИДа. Одновременно Абдуллаев напомнил, что у Баку есть другие маршруты транспортировки своей нефти: Баку – Тбилиси – Джейхан (загружен на 70%), Баку – Супса, а также железная дорога. Решение российского правительства “не будет иметь негативного влияния на поставки азербайджанской нефти за рубеж”, добавил он.
Если ранее контракт с Азербайджаном заключался c целью наладить отношения с этой страной, то сейчас Баку становится конкурентом России в поставках сырья в Европу, говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его мнению, если тариф на прокачку нефти по трубе Баку – Новороссийск существенно вырастет, SOCAR в контракте не удержит и создание банка качества нефти. (Rbcdaily.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)