Результатом переговоров Украины и Словакии о реверсных поставках газа может стать прецедент, который лишит оператора словацких газопроводов Eustream лицензии на транзит голубого топлива на территории ЕС.
Такой итог вероятен, если договоренности НАК “Нафтогаз Украины” с Eustream о “полноценном импорте газа из Словакии” не будут подписаны до 20 июля. Эта дата упоминается в сообщении Минэнергоуглепрома о переговорах главы топливного ведомства Эдуарда Ставицкого с еврокомиссаром по вопросам энергетики Гюнтером Эттингером, которые состоялись в конце прошлой недели в Брюсселе. В них также принимали участие представители Eustream.
Ожидается, что подписание договоренностей позволит импортировать в Украину от 10 до 20 млрд. куб. м газа в год, тестовые поставки которого ведутся уже полтора месяца, с 15 мая.
По словам Эдуарда Ставицкого, Еврокомиссия настаивает на заключении контрактов до 20 июля. “Если это не будет сделано, то компания Eustream может лишиться европейской лицензии как транзитер”, – заявил глава Минэнергоуглепрома.
Сложности в переговорах по транзиту газа для Украины со словацкой компанией Eustream возникли из-за того, что она является партнером “Газпрома”. С 2008 г. ее связывают транзитные обязательства с российской монополией до 2028 г., по которым ей надо согласовывать с “Газпромом” доступ других компаний к газотранспортной системе.
То есть, при реализации договоренностей “Нафтогаза” по реверсным поставкам газа с немецкой RWE через словацкую территорию существует необходимость договариваться с “Газпромом” о транзите топлива на украинский рынок. И, таким образом, “Газпром” может помешать Украине получить газ по более низкой стоимости, чем российский.
Чтобы предотвратить возможные судебные разбирательства и штрафные санкции от российских партнеров, эксперты Еврокомиссии должны провести юридическую экспертизу реверсных поставок газа в Украину. Эдуард Ставицкий ожидает, что ее результаты будут готовы к сентябрю. И он уже сейчас уверен, что “никаких махинаций нет”, поэтому “мы готовы нашим стратегическим партнерам изложить наши доводы по этому поводу”.
“То есть мы не говорим о том, что мы этот объем (10-20 млрд. куб. м газа в год) и будем покупать. Мы говорим о том, что наша страна получит достаточные мощности для диверсификации поставок природного газа в Украину и по справедливой цене. Не более того. Мы никого не хотим обижать, мы хотим достичь тех договоренностей, которые существуют по международным стандартам, и все”, – отметил министр.
Такие планы Украины поддерживают в Брюсселе. Осенью прошлого года Гюнтер Эттингер на встрече с Юрием Бойко, предшественником Эдуарда Ставицкого на министерском посту, говорил, что реверсные поставки газа – из Словакии в Украину – возможны менее чем за два года. “Для газового рынка ЕС, как и для украинского, Россия остается важнейшим партнером. Но Брюссель осознает необходимость диверсификации поставок”, – отметил еврокомиссар.
Тогда же Еврокомиссия инициировала антимонопольное расследование в отношении “Газпрома”, заподозрив российскую компанию в злоупотреблениях на рынках нескольких стран ЕС и препятствии развитию конкуренции. По предварительным экспертным оценкам, штраф для “Газпрома” может достигнуть $10 млрд.
“Расследование Еврокомиссии в отношении “Газпрома” продолжается. С одной стороны, ситуация благоприятна для планов Украины ослабить зависимость от российского газа. Но Кремль, российские власти, которым подконтролен “Газпром”, будут использовать все возможности, чтобы отстоять интересы крупнейшей энергокомпании, которая не только получает за счет поставок газа в Украину и страны ЕС наибольшие прибыли, но и используется Кремлем для расширения геополитического влияния и продвижения политических интересов России за рубежом”, – рассказал Сергей Дубов.
Он полагает, что интересы “Газпрома” отстаивают не только многочисленные лоббисты в Еврокомиссии. “Влиять на биржевую стоимость газа в пользу “Газпрома” могут и трейдеры, представляющие его интересы. Поэтому не стоит исключать, что резкие колебания цены на газ на спотовых площадках в определенные периоды времени могут быть связаны также с поведением биржевых игроков, интерес которых не связан с естественной рыночной ситуацией, а сформирован для достижения определенных целей”, – отметил эксперт.
Наиболее энергоемкие отрасли украинской экономики – металлургия и химпроизводство – ежегодно потребляют около 16,5 млрд. куб. м газа (по данным Минэнергоугля: 8 млрд. – химики, 8,5 млрд. – металлурги). Поэтому владельцы предприятий именно в этих отраслях больше всего говорят о своем интересе к сокращению затрат на закупку российского газа и повышению эффективности производства за счет снижения энергопотребления.
Эксперты прогнозируют, что реальные перспективы проекта “Нафтогаза” по диверсификации поставок газа в Украину за счет реверса с территории стран ЕС станут понятны до конца текущего года. Тогда и можно будет сделать вывод о том, насколько удачной оказалась попытка объединить усилия Киева и Брюсселя, чтобы ослабить влияние “Газпрома” и российских властей на украинском газовом рынке.
Реверсные поставки газа из Европы стартовали в ноябре 2012 г. и осуществлялись через Польшу, а 28 марта Украина получила первые объемы газа через Венгрию. Тестовые поставки из Словакии начались 15 мая этого года. Ранее глава “Газпрома” Алексей Миллер заявлял, что закупка Украиной газа в Европе может быть нарушением транзитного контракта с “Газпромом”, а схемы, организуемые Украины по получению газа в Европе, напоминают мошеннические.
Цена российского природного газа для Украины в третьем квартале текущего года ожидается на уровне $400/тыс. куб. м. По словам премьер-министра Украины Николая Азарова, стоимость газа от немецкой компании RWE по контракту с “Нафтогазом” на $100 ниже, чем стоимость российского газа. (Экономические Известия/Энергетика Украины, СНГ, мира)