Эксперты Евразийского банка развития отмечают успехи Беларуси в сокращении энергоемкости экономики.

В пресс-центре банка сообщили, что ЕАБР изучил уровень и состояние мер по повышению энергоэффективности экономик стран ЕЭП и Украины. Энергоемкость экономик стран Единого экономического пространства (ЕЭП) и Украины значительно превышает среднемировые показатели, что сказывается на их конкурентоспособности. Такой вывод содержится в опубликованном отраслевом обзоре Евразийского банка развития “Повышение энергоэффективности в государствах ЕЭП и в Украине”.

В исследовании, проведенном аналитическим управлением банка, отмечается, что за последние годы в этой сфере наметились положительные тенденции. В то же время экономики стран нуждаются в дальнейшей модернизации и обновлении оборудования с целью повышения энергоэффективности. В Беларуси, Казахстане, России и Украине повышение энергоэффективности объявлено частью национальной политики развития. В этих странах приняты законы, программы, дорожные карты, однако не все инициативы в этой области находят должное распространение.

Наибольших успехов добилась Беларусь, где с 2000 г. достигнуто 50%-ное сокращение энергоемкости благодаря последовательно проводимой в этой области политике. С принятием закона “Об энергосбережении” вся работа по повышению энергетической эффективности в республике приобрела системный характер и стала приоритетной для экономики страны.

Чрезвычайно актуальна проблема энергосбережения для Казахстана, где теряется более двух третей вырабатываемой энергии. Еще в 1997 г. был принят закон “Об энергосбережении”, который положил начало процессу формирования государственной политики в этой области. Однако не все его положения работают, констатируют эксперты.

Хотя в 2000-2008 гг. Россия достигла определенных результатов по темпам снижения энергоемкости ВВП, эти показатели пока еще остаются выше средних значений развитых экономик. В 2008 г. был принят президентский указ “О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики”, в котором сформулирована цель снизить энергоемкость ВВП к 2020 г. не менее чем на 40% относительно уровня 2007 г. С этого времени в стране началась широкомасштабная и планомерная работа в данном направлении.

Энергоемкость ВВП Украины в 2,6 раза превышает средний уровень энергоемкости развитых стран, однако с 2000 г. этот разрыв имеет тенденцию к постепенному снижению. Потенциал энергосбережения Украины оценивается на уровне 42-48%. Для его раскрытия в 2006 г. была принята “Энергетическая стратегия на период до 2030 г.”.

В исследовании отмечается, что в странах ЕЭП и Украине законодательно установлены общие принципы регулирования в сфере энергосбережения. Вместе с тем в нормативно-правовой базе не отражен целый ряд вопросов. В частности, в законах отсутствуют положения о контроле и ведении мониторинга выполнения утвержденных программ по энергосбережению, что снижает их действенность.

Эксперты ЕАБР считают, что в целях содействия повышению энергоэффективности государствам в первую очередь необходимо сосредоточиться на распространении информации об этих мерах, а также на разработке инструментов, направленных на облегчение доступа к долгосрочному финансированию проектов по энергосбережению со стороны финансовых институтов. Это повысит спрос на использование энергоэффективных технологий.

Необходимо также определить наиболее быстрые и низкозатратные способы повышения энергоэффективности. Первоочередные меры обычно включают сокращение энергопотерь, в том числе за счет технического устранения утечек электроэнергии и тепла, а также благодаря реализации административных мер управления, экономии и контроля за энергопотреблением. “Предприятия легко снижают общее энергопотребление на 5-10% в результате внедрения беззатратных или низкозатратных мер по энергосбережению”, – отмечают авторы.

В исследовании также анализируются возможные источники финансирования мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, ресурсосбережения и более широкого использования возобновляемых источников энергии. Меры энергосбережения требуют стабильного и прогнозируемого финансирования, подчеркивают эксперты Банка. Как показывает международный опыт, проекты энергосбережения могут быть профинансированы из различных источников, но ключевая роль в создании условий для привлечения инвестиций отводится государству. Формы предоставления финансирования варьируются от прямых инвестиций до компенсаций через финансовые институты. Последние признаются наиболее эффективными, однако требуют высокой степени координации власти с бизнесом и населением.

Опубликованный отраслевой обзор входит в серию аналитических документов ЕАБР, посвященных изучению интеграционных процессов в отраслях и секторах экономики государств региона. Он доступен на сайте банка.

Евразийский банк развития является международной финансовой организацией, учрежденной Россией и Казахстаном в январе 2006 г. с целью содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их устойчивому экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей. Уставный капитал ЕАБР превышает $1,5 млрд. Государствами – участниками банка являются Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. (БЕЛТА/Энергетика Украины, СНГ, мира)