Эксперты “Консалтинговой группы А-95” не исключают рост цен на бензин всех марок в сентябре-октябре, что будет обусловлено переориентацией на альтернативные источники поставок топлива.

В свою очередь это обусловлено неожиданными сбоями в системе традиционных поставок. В начале августа на установке каталитического крекинга на Мозырском НПЗ (Беларусь) возникла поломка, которая привела к внеплановому ремонту предприятия и существенному снижению поставок бензина в Украину. В сентябре этот крупнейший поставщик нефтепродуктов на рынок Украины (около 35% по итогам первого полугодия 2013 г.) уйдет на плановый двухмесячный ремонт.

По расчетам “А-95”, в августе дефицит поставок составит около 100 тыс. т, или 25% от ожидаемого уровня потребления автомобильных бензинов. Аналогичная нехватка ожидается в сентябре.

“Ситуация очень напряженная, если учесть, что в июне и июле рынок также работал с дефицитом 50 и 60 тыс. т соответственно”, – говорит директор “Консалтинговой группы А-95” Сергей Куюн.

По словам эксперта, для обеспечения потребления активно использовались ранее накопленные запасы, которые с учетом форс-мажорного снижения поставок в августе серьезно истощены.

В связи с проблемами закупок в Беларуси рынок будет вынужден переориентироваться на другие направления. В частности ожидается увеличение на 30-40 тыс. т поставок бензина из Литвы и Польши (с НПЗ концерна “Орлен”), на 40-50 тыс. т – через Феодосийскую нефтебазу (ВЕТЭК, “ЛУКойл”, WOG, “Галнафтогаз”), на 10-20 тыс. т – через другие порты и сухопутные границы (Венгрия, Туркменистан, страны Средиземноморья). Во второй половине сентября ожидается поступление на рынок нефтепродуктов Одесского НПЗ (около 35 тыс. т в месяц).

Аналитики “Консалтинговой группы А-95” подчеркивают, что ресурсный дискомфорт ожидается только в отношении моторных бензинов, тогда как ситуация с дизельным топливом пока не вызывает опасений.

Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство Украины также должно оказать содействие ресурсному наполнению рынка в период пикового потребления и форс-мажорных обстоятельств. Первоочередными мерами должны стать:

– продление до конца сезона активного потребления действия стандартов качества 2001 г. с целью допуска на рынок бензина Шебелинского ГПЗ (около 30 тыс. т в месяц);

– поручение “Укрзализныце” обеспечить в первоочередном порядке подвижным составом поставщиков нефтепродуктов на внутренний рынок, особенно через морские порты;

– поручение Миндоходов и сборов Украины обеспечить максимально оперативное таможенное оформление нефтепродуктов.

По мнению экспертов, переориентация на альтернативные источники поставок, которые обладают большей себестоимостью за счет повышенных логистических затрат, может привести к коррекции цен в опте, а в дальнейшем и в рознице на 20-30 коп./л. Более существенный рост цен может быть продиктован повышением мировых цен на нефть и нефтепродукты, который наблюдается в конце августа.

“Спекулятивный рост цен на бензин в Украине исключен, так как рынок открыт и диверсифицирован, что делает невозможным возникновение глубокого дефицита. В свою очередь пример российского рынка показывает, что даже в крупнейшей нефтедобывающей стране планеты возможен ажиотажный рост цен на топливо и его исчезновение на АЗС, если этот рынок закрыт”, – говорит Сергей Куюн. (Пресс-релиз “Консалтинговой группы А-95″/Энергетика Украины, СНГ, мира)