Еврокомиссия включила нефтепровод Одесса-Броды в список ключевых инфраструктурных проектов, на реализацию которых выделено почти 6 млрд. евро. В “Укртранснафте” уверены, что пуск нефтепровода позволит удвоить объем транспортировки нефти. В компании намерены окончательно отказать России в возможности загрузки трубопровода в реверсном направлении. Впрочем, контрактов на поставку сырья по нефтепроводу пока нет, а власти Польши так и не определились с его перспективами, отмечают эксперты.

14 октября Еврокомиссия (ЕК) обнародовала список из 250 ключевых инфраструктурных проектов так называемого “общего интереса ЕС в сфере энергетики”, куда включена и достройка трубопровода Одесса-Броды до Адамово (Польша). Проект позволяет интегрировать украинский трубопровод с нефтепроводной системой Польши и начать поставки каспийской нефти в страны Восточной Европы. Планируется построить нефтепровод протяженностью 317 км и максимальной мощностью 30 млн. т нефти в год.

Согласно сообщению ЕК, “проекты общего интереса” (projects of common interest) выиграют от ускоренной процедуры лицензирования и улучшения нормативных условий, а также получат доступ к финансовой поддержке фонда Объединенной Европы, в котором для трансъевропейской энергетической структуры на период 2014-2020 гг. предусмотрено 5,85 млрд. евро. Реализация этих проектов поможет членам ЕС интегрировать их энергетические рынки для диверсификации энергетических ресурсов и положить конец энергетической изоляции некоторых стран-членов ЕС.

В начале сентября региональная дирекция охраны окружающей среды в Люблине (Польша) выдала экологическое разрешение на реализацию проекта строительства нефтепровода Броды-Плоцк с возможностью транспортировки нефти в Гданьск или в западном направлении. Однако в польском правительстве тогда заявили, что все еще не уверены в перспективах проекта. Впрочем, в мае и августе 2013 г. Польша перевела 495 млн. злотых (120 млн. евро) с проекта достройки Одесса-Броды на строительство газопроводов на территории страны. В министерстве экономики Польши тогда сообщили, что Варшава переводит средства на другие проекты, чтобы не пропала финансовая помощь Евросоюза, выделенная на энергетическую безопасность страны, за счет которой должна была проводиться достройка трубопровода.

Нефтепровод Одесса-Броды построен в 2001 г. между Одессой и городом Броды Львовской области, где осуществлена его стыковка с нефтепроводом “Дружба”. Его протяженность составляет 667 км, проектная мощность – 14,5 млн. т нефти в год. До 2010 г. трубопровод работал в реверсном режиме, поставляя российскую нефть на Одесский НПЗ. В середине 2010 г. эксплуатация в этом режиме была прекращена. Трубопровод был заполнен технологической азербайджанской нефтью, и была начата прокачка каспийского сырья на Мозырьский НПЗ, который нуждался в нем из-за очередной “нефтяной войны” между Беларусью и Россией. Всего было прокачано 1 млн. т нефти вместо запланированных 4 млн. т. Однако после урегулирования российско-белорусских отношений прокачка прекратилась – для Беларуси оказалось выгоднее покупать российскую нефть.

В “Укртранснафте” сообщили “Ъ”, что в случае если нефтепровод будет достроен, прокачка нефти через территорию Украины может вырасти вдвое. Напомним, в первом полугодии 2013 г. по нефтепроводной системе Украины было транспортировано 8,4 млн. т нефти, что на 291,5 тыс. т, или на 3,3%, меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Источник в компании сообщил “Ъ”, что в связи с принятым Еврокомиссией решением компания намерена окончательно отказать российской “Транснефти” в возможности работы в реверсном режиме.

Как подтвердил 14 октября пресс-секретарь “Транснефти” Игорь Демин, компания еще в 2011 г. предложила Украине слить заполняющую трубопровод азербайджанскую нефть марки Azer Light, заполнить его российской технической нефтью и начать ее прокачку в одесском направлении. “Поставки на Одесский НПЗ по нефтепроводу Броды-Одесса успешно осуществлялись на протяжении многих лет. Их вполне можно восстановить сейчас, особенно с учетом того, что Одесский завод вновь заработал”, – говорит Демин. В сентябре после длительного простоя возобновил переработку подконтрольный группе ВЕТЭК Одесский НПЗ, который, по данным Минэнерго, с начала месяца переработал 58,8 тыс. т нефти.

Аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко высоко оценивает перспективы достройки Одесса-Броды. “Россия стимулирует экспорт не нефти, а готовых нефтепродуктов, за счет льготного налогового режима. Поэтому Польше стоит подстраховаться и достроить трубопровод, получив альтернативный источник сырья для своих НПЗ”, – говорит Сиренко.

Директор консалтинговой компании “А95” Сергей Куюн отмечает, что достраивать трубопровод без контрактов, позволяющих загрузить его нефтью, будет ошибкой. “Этот нефтепровод останавливался всякий раз, когда его пытались загрузить дорогой каспийской нефтью, поскольку ее переработка обходится намного дороже, чем работа на российском сырье”, – говорит Куюн. Он отмечает, что если нефтепровод Одесса-Броды-Адамово и будет запущен, первое время тариф на прокачку нефти по нему будет высоким, чтобы компенсировать затраты на строительство: “Будет ли в принципе возможно при таких тарифах поставлять нефть – это большой вопрос”. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)