Первый автокараван с частями ловушки расплава для первого энергоблока Белорусской АЭС прибыл на Островецкую площадку. Об этом сообщил заместитель директора предприятия-перевозчика “БелДорТяжТранс” Ярослав Приставка.
Специальные многоосные автопоезда доставили на площадку строительства станции три первые супердетали устройства локализации расплава активной зоны. Дорога от причала в Березинском районе до Островца заняла около 8 ч. Как рассказал замдиректора, основная сложность в движении автокаравана заключалась в сверхгабаритной ширине груза – около 6 м. Движение следующих караванов также будет связано с определенными трудностями – некоторые перевозимые части устройства будут значительно превышать разрешенные габариты не только по ширине, но и по высоте. Всего для перевозки конструкций, из которых затем будет собрана ловушка весом 750 т, понадобится четыре рейса. Планируется завершить доставку до конца декабря.
“Одновременно перегружаться на автопоезда может только одна баржа, нужно время на швартовку, подготовку к перегрузке, саму перегрузку. Кроме того, оставшиеся части груза гораздо крупнее, придется по пути приподнимать электропровода и даже останавливать движение поездов на участке железной дороги. Кроме того, давит фактор погоды, но мы надеемся, что свои планы выполним, так как идем с опережением”, – пояснил Ярослав Приставка. По его словам, первый рейс прошел без осложнений, хорошую поддержку оказали сотрудники ГАИ, сопровождавшие груз на всем протяжении сухопутной части маршрута.
До причала в деревне Светлица Березинского района груз преодолел около 5 тыс. км от российского Волгодонска, где расположен завод-производитель, входящий в структуру “Атомэнергомаша” (машиностроительный дивизион “Росатома”). Водный путь начался 21 октября, проходил по Дону, Азовскому и Черному морям, Днепру и Березине. Первая баржа прибыла к причалу 3 декабря, четвертая баржа еще на подходе. Всего задействованы четыре буксира и четыре баржи.
Как сообщили в дирекции строительства Белорусской АЭС, ловушка расплава будет монтироваться и устанавливаться на площадке первого энергоблока станции по мере возведения соответствующих частей здания.
Устройство локализации расплава (ловушка расплава) – часть гермооболочки ядерных реакторов, которая служит для локализации расплава активной зоны ядерного реактора. Это устройство является одной из систем пассивной атомной безопасности и необходимо только в самых крайних случаях, когда не сработали другие системы безопасности и произошло расплавление активной зоны реактора и проплавление его корпуса. Ловушка обеспечивает изоляцию фундамента от расплава, подкритичность расплава и его охлаждение.
В российских гермооболочках ловушка расплава сооружается непосредственно на дне шахты прямо под реактором и представляет собой конусообразную металлическую конструкцию весом около 800 т. Она заполняется специальным так называемым жертвенным материалом, состоящим в основном из оксидов железа и алюминия. В случае аварийного проплавления наполнитель растворяется в топливе, уменьшая выделение энергии и увеличивая поверхность теплообмена, затем уловленная таким образом масса охлаждается водой, поступающей по специальным трубопроводам.
СООО “БелДорТяжТранс” – белорусское предприятие, которое специализируется на перевозках сложных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов (до 1 тыс. т) в прямом автомобильном сообщении и с использованием различных видов транспорта (морского, речного, воздушного, автомобильного, и железнодорожного) в экспортном, импортном направлениях и по территории Беларуси.
ОАО “Атомэнергомаш” – энергомашиностроительный дивизион госкорпорации “Росатом”, одна из ведущих энергомашиностроительных компаний России. Является поставщиком эффективных комплексных решений для атомной, тепловой энергетики, газовой и нефтехимической промышленности. Компания объединяет около 30 крупных производственных, научно-исследовательских, инжиниринговых предприятий на территории России и за рубежом.
Белорусская АЭС из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2400 (2х1200) МВт будет построена на Островецкой площадке в Гродненской области. Для ее строительства выбран проект АЭС-2006, который полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МАГАТЭ. Ввод в строй первого энергоблока намечен на 2018 г. (БЕЛТА/Энергетика Украины, СНГ, мира)