Нетрадиционные ресурсы углеводородного сырья – это, в первую очередь, сланцевые нефть и газ. Координирующим центром по отработке технологии их добычи становится государственная корпорация “Росгеология”, которая, в свою очередь, в качестве одного из “пилотных” регионов видит именно Башкирию.

– В республике нас привлекает сразу несколько положительных факторов, – не скрывает причину выбора региона генеральный директор “Росгеологии” Роман Панов. – Здесь и хорошая инфраструктура, и наличие опытных кадров, и развитая производственная база по выпуску различного геодезического и нефтяного оборудования.

Всего на первом этапе по стране должно быть выбрано 5-6 экспериментальных площадок. В геологическом ведомстве в начале февраля прошло крупное совещание с участием главных нефтедобывающих компаний страны, в том числе и “Башнефти”. Тогда и была заявлена стратегическая цель по отбору “пилотных” регионов с разными климатическими и геофизическими условиями. Башкирия как одна из старейших нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих территорий сразу стала рассматриваться в числе “пионеров”.

– Объем предстоящих работ по извлечению залежей нетрадиционных и трудноизвлекаемых углеводородных ресурсов можно сравнить с усилиями по освоению Западной Сибири или Арктики, – уверен заместитель генерального директора по науке и стратегии “Росгеологии” Роман Самсонов. – В республике с этой точки зрения очень интересная, перспективная геология. К тому же, кроме инфраструктуры и промышленной базы, есть серьезные научные подразделения, которые могут компетентно и комплексно выполнить геодезические и проектные работы.

На научной базе Роман Самсонов останавливается особо. Ведь работа по извлечению сланцевых углеводородов потребует, по его словам, сверхинновационных решений. И здесь необходима тесная кооперация ученых, инженеров не только региона, но и всей страны.

– Сегодня мы стабилизировали добычу в республике, – дает оценку ситуации начальник отдела управления геологических работ “Башнефти” Рим Масагутов. – Однако надо признать, что возможности Башкортостана исчерпаны уже на 80%, и каждая новая та полученной нефти требует все больших затрат.

Похожая ситуация не только в Башкирии, но в и Татарии, других субъектах РФ, где “черное золото” качается десятилетиями. Да и в Западной Сибири “легкой”, дешевой нефти становится все меньше. Поэтому пусть и не завтра, но проблема получения нетрадиционного сырья встанет перед Россией во весь рост. Собственно, полигоны для того и создаются, чтобы заранее подготовиться к такому “черному дню”.

Естественно, при обсуждении идеи экспериментальных площадок вопросы финансирования обговаривались отдельно. Конкретных решений здесь пока нет, но общий подход уже вырисовывается.

Специалисты признают, что в основе громких успехов США или Канады в деле добычи сланцевых нефти и газа лежит помощь государства, в первую очередь в части налоговых льгот. Сами по себе подобного рода предприятия рентабельными не назовешь. Проблема актуальна и для нашей страны.

– Сейчас в правительстве готовится проект специального постановления, в котором будут рассмотрены различные виды государственного содействия при проведении работ на полигонах, – говорит Роман Панов. – Это могут быть и прямые субсидии, и снижение налоговых отчислений. Конкретные суммы или проценты пока назвать не берусь, но такая помощь совершенно точно будет оказана.

Не могут пока специалисты определиться и с точным местом полигона в регионе. Одно из преимуществ Башкирии в том, что здесь практически на всей территории, за исключением разве что северо-востока, проведено картирование и можно достаточно смело прогнозировать наличие в том или ином месте трудноизвлекаемых углеводородов. Остается только из таких “оцифрованных”, но не используемых участков выбрать тот, где можно начинать экспериментальное бурение. Для этого подойдут Туймазинское месторождение или хорошо изученные северо-западные области Башкирии. Чтобы определиться окончательно, всем представителям отрасли, видимо, еще не раз придется собраться вместе. С этой целью в республике создадут специальный экспертный совет. А точного ответа от него в “Росгеологии” будут ждать во второй декаде марта.

Не менее актуальный вопрос – кто именно будет вести экспериментальное бурение. Здесь возможны два варианта – или создание отдельного предприятия, которое займется отработкой новых технологий, или организация частно-государственного партнерства. Если специалисты в принципе без особых споров определяют геологические особенности различных районов республики и указывают на наиболее перспективные участки, то в вопросе организационно-правовой формы будущего хозяйственного субъекта единого мнения пока нет.

Понятно, что главная нефтяная компания региона “приглашает” государство на свои участки, чтобы совместно осваивать сложные залежи. Однако с таким подходом согласны далеко не все.

– У нас подготовлено немало высококлассных специалистов, проектировщиков, которые могут справиться с поставленной задачей, – считает, например, проректор по научной и инновационной работе Уфимского государственного нефтяного технического университета Юрий Матвеев. – Есть и интересные разработки, которые надо только чуть-чуть подтолкнуть и дать им путевку в жизнь. Сейчас создается лаборатория битумов и трудноизвлекаемых углеводородов, которая также может внести свой вклад в освоение подобных месторождений.

Перспективными научными идеями богаты и специализированные научно-исследовательские институты республики, которые прекрасно понимают, что подобного рода инициатива по созданию полигона дает им шанс заявить о своих ноу-хау и опробовать их на практике. Свой интерес появляется и у отраслевых промышленных предприятий: каждое из них вправе рассчитывать на дополнительные заказы. Вполне возможно открытие и новых производств.

– Начиная работу, мы обязаны добиться синергетического эффекта, – говорит заместитель директора “Росгеологии” по науке и стратегии Роман Самсонов. – Когда будет задействована вся технологическая цепочка – от появления научной идеи до ее промышленного применения. Выстроить такой “конвейер” в Башкирии, учитывая ее потенциал, вполне реально.

Алексей Карпухин, министр промышленности и инновационной политики РБ: «Добыча нетрадиционных полезных ископаемых – работа многоплановая, где есть не только производственные, но и экологические, социальные аспекты. Сейчас мы делаем лишь первые шаги, определяем главные подходы к проблеме. На следующих этапах к созданию полигона обязательно будут привлечены самые различные министерства и ведомства, чтобы учесть все нюансы воздействия новых технологий на природу и человека». (Российская газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)

Добавить комментарий