Отрасль проделала отличную работу в плане разведки новых месторождений и добычи нефти и газа, однако получение прибыли остается проблемой. Об этом заявил исследователь Оксфордского института энергетики в Великобритании Иван Сандреа, который ранее занимал руководящий пост в норвежской Statoil.
Как пишет The Wall Street Journal, компании, ставшие пионерами “сланцевой революции” в США, тратят больше денег на лизинг земельных участков и бурение скважин, чем получают дохода от продажи добытых газа и нефти,. Сейчас, на девятом году сланцевого бума американские энергокомпании пытаются изменить положение вещей, решив, что мудрое расходование средств важнее, чем добыча огромных объемов нефти и газа. Согласно финансовым данным агентства CapitalIQ, 20 крупнейших компаний США, занимающихся разведкой и добычей нефти и газа (которые бурят скважины, но не владеют нефтеперерабатывающими заводами) потратили в 2013 г. в совокупности на $11,5 млрд. больше объема их общего потока наличных денег. В 2012 г. общий негативный поток наличных денег составил $29,9 млрд., пишет Центр энергетической экспертизы.
Энергокомпании пытаются сократить расходы и начать получать прибыль от добычи сланцевой нефти и газа, однако пока только несколько добывающих компаний, в основном ведущие добычу в разных странах, могут похвастаться получением прибыли, в том числе Anadarko Petroleum Corp. и ConocoPhilips. Для компании EOG Resources Inc., которая является одним из крупнейших производителей нефти и газа в США и лидером энергетического бума, 2013 г. стал первым годом с позитивным денежным потоком после семи лет убытков.
Как следует из исследования Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), рост спроса в США в последние 5 лет существенно отстает от динамики добычи. Если в 2003-2007 гг. потребление выросло на 23 млрд. куб. м, а добыча всего на 5 млрд., то в 2008-2012 гг. добыча прибавила 140 млрд. куб. м, а спрос – всего 66 млрд. куб. м. Поскольку добыча газа в США в последние 5 лет росла более высокими темпами, чем потребление, это отразилось на объемах импортно-экспортных операций, отмечают аналитики ФНЭБ. Поставки газа из Канады снижались, в то же время экспорт на канадский и мексиканский рынки рос. Но, несмотря на впечатляющий производственный рывок, США все же остаются нетто-импортером природного газа. За декаду дефицит собственной добычи снизился со 110 млрд. куб. м до 39 млрд. (63%).
“Развитие индустрии добычи сланцевого газа в США имеет все признаки финансового пузыря, который поощряется властями и поддерживается инвестиционными институтами, – говорится в исследовании Фонда. – Ресурсная база сланцевых залежей выглядит ненадежно, геология – сложная, а экономика их разработки убыточна на протяжении последних лет (а не только в период сверхнизких цен прошлого года). Кроме того, не решены вопросы, связанные с экологией, защитой окружающей среды и рекультивацией земли на территориях интенсивного бурения, которые, как правило, находятся вблизи от крупных населенных пунктов”. (Regnum/Энергетика Украины и стран мира)