Значение нефтегазовой отрасли для экономики РФ всегда было и остается высоким. Нефтяная промышленность в РФ играет важную роль как в экономическом развитии страны, так и на мировом энергетическом рынке. Нефтегазовая отрасль является лидирующей среди конкурентоспособных отраслей национальной экономики с позиций интеграции страны в систему мировых экономических связей. Добыча нефти и газа, эксплуатация и модернизация существующих и разработка новых месторождений — неотъемлемые процессы экономики нашей страны.
У погружного шламового насоса много преимуществ перед насосами полусухой и сухой установки – он занимает меньше места, работает почти бесшумно, двигатель охлаждается окружающей жидкостью, а значит позволяет производить до 15 запусков в час.
В сфере нефтегазовой отрасли работает немного таможенных представителей. Это связано, прежде всего, с высокой стоимостью оборудования и рядом особенностей: скорость оформления, специализированные условия хранения (это касается негабаритных грузов) и непростая логистика. Помимо этого, в энергетической и газовой отрасли часто встречаются нестандартные таможенные процедуры: переработка вне таможенной и на таможенной территории, реэкспорт, временный ввоз, временный вывоз и др.
Одним из этапов реализации проектов разработки крупных месторождений, прокладки нефте- и газопроводов являются предварительные изыскательные работы. В России, как правило, нет необходимого оборудования для получения сверхточных данных в этой сфере, в связи с чем такое оборудование заказывается из-за границы: к примеру, это суда с системой сверхчеткого геопозиционирования, мобильные лабораторные комплексы. Стоимость данного оборудования измеряется не одним миллионом долларов, а обслуживание, помимо специального обучения персонала, требует высокого уровня затрат.
В истории деятельности таможенного представителя «Континент» имеется несколько поставок, связанных с оказанием услуг в сфере ВЭД для нефтегазовых проектов общероссийского масштаба: оформление газовых горелок для буровой (на Ямале), таможенное оформление судов как товаров, участвующих в проектах освоения Арктического шельфа, «Южном потоке» и др.
Высокая стоимость, и, как следствие, высокие таможенные платежи вызывают особое внимание представителей таможенных органов. Это выражается в пристальной и тщательной проверке всего пакета документов и возникновению ряда спорных моментов при оформлении деклараций на импортируемые товары.
Как правило, наше участие в проектах энергетической и нефтегазовых отраслях не ограничивается только ввозом оборудования. Речь идет о проектах общероссийского масштаба, для которых характерна протяженность во времени в связи со сложностью оперативной реализации. Обычно происходит так: при разработке нефтегазового месторождения согласно контракту дорогостоящее оборудование транспортируется в РФ по процедуре временного ввоза. Это оборудование по прошествии некоторого срока требует расходных материалов. Скорее всего, подобные материалы не производятся в РФ (масла, жидкости и другие особые химические вещества (к примеру, бентонит). Следовательно, эти вещества будут ввезены на территорию РФ в соответствии с процедурой импорта, причем наверняка в сжатые сроки. Возможно, в ходе эксплуатации потребуются запасные части, и это тоже — импорт. Если же сложное оборудование ввозится в режиме импорта (а не временного ввоза), то чаще всего серьезные ремонты выполняются на территории производителя, а это значит, – другая страна и процедура переработки вне таможенной территории.
Отдельно хотелось бы обратить внимание на логистическую составляющую крупных проектов нефтегазовой отрасли, которая имеет свои характеристики. В первую очередь, это негабаритные и проектные поставки. Не только в России, но и во всем мире, подобные проекты имеют тенденцию усложнения, заключающуюся в увеличении стоимости и сроков реализации, а, самое главное — необходимо чтобы крупногабаритное оборудование было доставлено в полной готовности к эксплуатации, без повреждений.
Исходя из опыта, могу сказать, что практически ни одна перевозка проектных грузов не обходится без привлечения специальных автотранспортных средств. Такая перевозка осуществляется только после получения всех соответствующих разрешений и согласований. При реализации таких перевозок бывает необходимо поднимать или обесточивать линии электропередач, улучшать дорожное покрытие, увеличивать радиусы поворотов, усиливать мосты, делать временные переправы и причалы, разрабатывать схему крепления и изготовлять оснастку, осуществлять движение груза с машинами сопровождения. Успешность выполнения проекта напрямую зависит от подготовительного периода, т. к. погрешность оценки маршрута даже в 1 метр, может привести к невозможности осуществления перевозки в заданные сроки.
При подборе транспортного средства под конкретный груз нужно учитывать все особенности маршрута движения, массогабаритные характеристики груза, климатические условия. А компьютерная программа, позволяет рассчитать точное расположение груза на транспортном средстве, распределение нагрузок. Всё это обеспечивает доставку грузов в назначенные сроки.
Таким образом, к подобным стратегически значимым проектам нельзя привлекать специалистов без знаний и навыков именно в этой сфере. Крайне необходимо выбрать правильного партнера в сфере таможенной логистики, имеющего опыт работы со сложным оборудованием в разных таможенных режимах, опыт сложных транспортировок, чтобы исключить финансовые и временные потери, а также получить все услуги в комплексе, включая транспортную логистику, от одного поставщика услуг, в данном случае — таможенного представителя. Желательно, чтобы у такого представителя была развита сеть филиалов по всей территории РФ для удобства и мобильности поставок и оформления. На мой взгляд, нужно стремиться к работе «в одно окно». Предоставление комплекса услуг в сфере внешнеэкономической деятельности для нефтегазовых и энергетических компаний отличает нас от конкурентов. (vch.ru/ Энергетика Украины и мира)