Наблюдательный совет по инициативе прозрачности топливно-энергетического комплекса при Минпромэнерго обеспокоен тем, что в новой тарифной политике не заложены гарантии надежного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией. Об этом говорится в его открытом письме.
Приведенные аргументы о хроническом недостатке средств, необходимых для своевременного обновления и ремонта оборудования, со ссылкой на действующие низкие тарифы без принятия эффективных мер по пресечению каналов хищения средств являются недостаточно убедительными. Каждое повышение тарифов на энергию начиная с 1994 г. проводилось под лозунгом недостатка средств на поддержание и обновление энергетических объектов. За 16 лет тарифы на электрическую энергию повышались 10 раз, а уровень повышения составил 23 раза. Тем не менее, задача устойчивого финансового обеспечения энергосектора не решена, а надежность и качество энергоснабжения ухудшились.
В проекте среднесрочной тарифной политики отсутствует разработанная методология расчета и установления тарифов, что не дает возможности оценить обоснованность отнесения затрат энергокомпаний, которые должны покрываться за счет тарифа, включая строительство новых объектов, госзакупки топлива, оборудования, эксплуатационных материалов, а также заемных средств и операционных расходов предприятий.
Приведенные расчеты тарифов не соответствуют методологии оценки эффективности схем энергоснабжения по определению “замыкающего топлива” и пороговым значениям энергобезопасности. Кроме того, применение двухуровневого тарифа на электрическую энергию в отсутствие автоматизированного учета потребления – прямой путь к коррупции в энергосекторе.
Введение повышенного тарифа на электрическую энергию, которая используется для отопления, ничем не оправдано. Кроме того, процедура разработки и вынесения на общественное обсуждение документа проводится в нарушение Закона “О нормативных правовых актах КР”, в соответствии с которым субъект нормотворческой деятельности обязан обнародовать информацию, имеющую отношение к предмету обсуждения. Минпромэнерго не представило текст проекта, обоснование необходимости его принятия, перечень лиц и организаций, которые участвовали в разработке, финансово-экономические расчеты, заключения проведенных экспертиз, статистические данные, прогноз возможных социальных, экономических, правовых последствий.
Минпромэнерго презентовало новую тарифную политику, в которой вводится понятие социальной нормы в 300 кВт-ч по 70 тыйынов. За потребление свыше нормы абонент будет платить по 1,2 сома, а те, у кого есть отопление, – по 2,2 сома за киловатт-час. Изменения тарифа не коснутся только промышленных предприятий. (24kg.org/Энергетика Украины и стран мира)