Каждый год Кыргызстан сталкивается с вызовами, связанными с недостатком энергоресурсов и устаревшей инфраструктурой, что приводит к энергокризису и дефициту электричества. Решением для устранения данных проблем является внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Таким мнением в эксклюзивном интервью для Economist.kg поделилась эксперт в области энергетики, председатель правления Ассоциации зеленых электростанций ВИЭ Кыргызстана Кундус Кырбашева.

– Как ВИЭ могут помочь энергосистеме в аварийных ситуациях, если говорить, например, о ЧП на ТЭЦ?

– Как известно, бишкекская теплоэлектроцентраль обеспечивает жителей не только отоплением, но и электричеством. Поэтому, когда произошла внештатная ситуация, и на ТЭЦ случился взрыв, множество абонентов, включая обычных жителей и предприятия, оказались обесточены. Если бы у нас в стране генерации электроэнергии было в достаточном количестве, мы могли бы без проблем перевести все дома в городе на электрическое отопление.

Тогда власти могли бы спокойно обратиться к гражданам и сообщить им, что в связи с произошедшей аварией жители могут подключать электроприборы, обогреватели, “Аристноы” и не бояться перегрузов. Однако дела обстоят так, что у нас электроэнергии и без того постоянно не хватает. Поэтому когда произошла авария, граждан пришлось просить экономить.

Применение возобновляемых источников энергии может помочь энергосистеме Кыргызстана, которая и так уже изношена на 80%. Это могло бы восполнить недостаток мощностей и сделало бы энергосистему более устойчивой к таким ситуациям, как взрыв на ТЭЦ. Тогда будет не важно, происходят какие-то внештатные ситуации или нет. Ведь энергосистема будет в состоянии обеспечить потребности граждан при ЧП.

– Может ли ВИЭ играть роль резервного источника энергии в случае чрезвычайных происшествий?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно в первую очередь понимать, что из себя представляют возобновляемые источники энергии. Это генерация электроэнергии из воды, солнца, ветра. Есть также геотермальная, которая вырабатывается из тепловой энергии недр земли. Новые технологии также позволяют получать энергию из зеленого водорода и гравитации.

То есть все виды источников энергии, которые не вредят окружающей среде, являются возобновляемыми. Сжигание угля или газа уже не является возобновляемым методом, так как при данном процессе идет выброс веществ в атмосферу.

Представление ВИЭ в качестве резервного источника – само по себе неправильное. Так как они, напротив, являются как раз основным источником энергии. А резервными источниками, наоборот, выступают такие генерации, как ТЭЦ. Пока мы налаживаем генерацию из основных источников, нам приходится использовать уголь в качестве резервного.

– Получается, что использование ВИЭ смягчит нагрузку на ТЭЦ в данном контексте?

– Верно. Мы постепенно должны отходить от централизованного использования ТЭЦ. К сожалению, в советское время так получилось, что все дома в городе подключили к теплоэлектроцентрали. Однако новые дома, к примеру, недавно построенные элитки, должны быть более энергоэффективны, их следует децентрализовать от ТЭЦ.

Сейчас масса новых технологий, поэтому новостройки должны применять альтернативные источники энергии. Допустим, устанавливать солнечные панели на крышах домов, коллекторы, водонагреватели. Если есть какие-то дома, построенные в местности, где есть возможность получать энергию из земли, тогда можно подключать отопление к геотермальным источникам.

– Насколько высок потенциал возобновляемой энергии в Кыргызстане?

– Потенциал крайне высокий. Еще в советские времена было изучено, что наиболее высок потенциал в области гидроэлектроэнергии. Поэтому у нас в стране построили много гидрологических институтов, которые проводили множество исследований. Известно, что мы используем только 10% всех тех возможностей, которые у нас имеются.

По вопросу добычи энергии из солнца, ветра, зеленого водорода и геотермальных источников – потенциал в полной мере еще не был изучен. В советские времена о таком еще не знали, а после обретения независимости крупные исследования попросту не проводились. Всем тем крупным компаниям и инвесторам, которые планируют построить ВИЭ у нас в стране, приходится осуществлять анализ с нуля за счет собственных средств.

– Основной акцент в КР делается на ГЭС. Как вы считаете, должны ли власти прилагать такие же усилия в развитии солнечных и ветряных электростанций?

– Если вы посмотрите данные различных исследований, то увидите, что спрос на электроэнергию с каждым годом растет все больше и больше. Так как вся жизнь современного человека вертится вокруг потребления электричества. От этого зависит наша бытовая жизнь, финансовая, ведь сейчас многие пользуются безналичным расчетом, даже машины многие сегодня передвигаются, используя зарядки и электричество.

Такая тенденция к увеличению спроса на электроэнергию особенно тревожно сказывается на нашей стране на фоне и без того имеющегося дефицита.

Поэтому мы не должны ставить частицу “или” и выбирать, делать ли нам акцент на ГЭС, на ветряных или солнечных электростанциях. Здесь необходимо рассматривать вопрос в контексте комплексного подхода. Мы должны прилагать усилия к развитию добычи электроэнергии и из воды, и из солнца, ветра, земли, водорода и так далее.

Мы не должны делать упор только на один источник электроэнергии. Это особенно важно для энергобезопасности страны, ведь зависеть только от одного источника очень рискованно. Не дай Бог, с этим источником что-то случится. Поэтому мы должны диверсифицировать, использовать различные подходы, чтобы в случае какой-то внештатной ситуации у нас под рукой были альтернативные источники в качестве подушки безопасности.

– Где находится наиболее подходящее место для строительства ветряных электростанций в Кыргызстане?

– У нас в стране имеется всего три места, которые идеально подходят для строительства больших ветряных электростанций. Одно из них находится в селе Кок-Мойнок в Иссык-Кульской области, два других – в городе Таш-Кумыр Джалал-Абадской области и в селе Достук Баткенской области. Других местностей, которые подошли бы для строительства именно крупных объектов, у нас в стране нет.

При этом для строительства малых ветряных электростанций до 10-20 МВт в Кыргызстане подходят все регионы. Как известно, большую часть нашей территории занимают горные рельефы, поэтому возводить подобные малые ветряные станции можно практически по всей стране.

– Каковы экологические преимущества при использовании ВИЭ в сравнении с традиционными источниками энергии?

– Если рассматривать в контексте экологии, то сейчас мы не делим ее на страны. Вопрос ответственности перед климатическими изменениями и бережным использованием природных ресурсов стоит перед всей планетой, в масштабах, намного превышающих какую-то определенную страну.

Кыргызстан подписал соглашение, по условиям которого к 2050 г. мы должны достичь нулевого выброса веществ в атмосферу. Кроме того, ранее президент выступал на экологическом форуме в Дубае и заявил, что мы будем использовать только “зеленую”, чистую энергию. Это будет своего рода поддержка от Кыргызстана как от страны в экологию планеты.

Для достижения этих целей как раз необходимо использование ВИЭ. В сравнении с традиционными источниками энергии они намного более экологичны, так как имеют нулевые выбросы вредных веществ в атмосферу.

– Как ВИЭ могут помочь развитию экономики Кыргызстана?

– Одним из самых главных факторов для развития экономики любой страны является бесперебойный доступ к электроэнергии. Под бесперебойным я имею в виду постоянное подключение, без веерных отключений и тому подобного. Когда в рамках деятельности ассоциации я встречаюсь с различными предпринимателями, каждый из них просит гарантийный доступ к электроэнергии.

Есть такое научное исследование, согласно которому, если экономика какой-то страны будет расти с каждым годом на 5%, для этого необходимо вводить в работу сети более 200 МВт мощности ежегодно. Увеличение генерации электроэнергии даст мультипликативный эффект и послужит дальнейшему развитию всех остальных секторов экономики. (Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий