Угрозы дефицита какого-либо вида моторного топлива нет. Это является следствием построения рынка при поддержке правительства новой диверсифицированной системы импорта нефтепродуктов.
Транспортный кризис на польской границе в ноябре 2023 г. стал важным фактором изменений на рынке нефтепродуктов. Больше всего протесты европейских партнеров повлияли на рынок автогаза, когда на некоторых заправках газ исчез из продажи. Впрочем, импортеры достойно отреагировали на новый вызов, перестроив логистику. Насколько участники топливного рынка готовы на этот раз, когда протесты обещают быть еще более масштабными.
Дизель: заблокируй, не заблокируй…
В ноябре 2023 г. потребители дизтоплива и бензинов почти не заметили эффекта польских стачек. В среднем по году через польскую границу в Украину заходило автотранспортом 21% от общего объема бензинов (около 20 тыс. тонн в месяц) и 15% дизельного топлива (77 тыс. тонн). Эти объемы были опрокинуты на другие границы или на железную дорогу.
Удержать цены от роста помогли сложившиеся запасы, которые страна активно потребляла, пока налаживались новые каналы поставок.
За непродолжительное время, пока поляки планировали новую блокаду, рынок восстановил запасы (на фоне низкого сезонного спроса) и готов к новым испытаниям.
“Ожидаемый рост цен целиком и полностью связан с ростом цен в Европе, влияния блокирования границы здесь нет”, – говорит представитель компании, которая импортирует львиную долю ГП именно через западную границу.
Отметим, в первой половине февраля стоимость ГП в Европе в среднем выросла на 70 долл./тонна, что эквивалентно 2,7 грн./л.
Спокойные трейдеры и на юге.
“С учетом того, что сейчас в Украине цены на дизтопливо часто ниже текущих европейских котировок, думаю, в ближайшее время блокировка не скажется на рынке. Сдерживающий эффект оказывают остатки топлива и поставки из дунайских базисов”, – отметил генеральный директор компании УНТК Алексей Дронников.
По мнению украинских трейдеров, остановка перерабатывающих заводов на юге также не отразится на темпах поставок через южную границу. Речь идет о плановых ремонтах в марте румынского завода Rompetrol и сербского NIS.
LPG: дорого, но без дефицита
Импорт сжиженного газа более чувствителен к ситуации на польской границе. 2023 в среднем 30% импорта заезжало через польские автомобильные пограничные переходы. И если транспорта, способного ездить в Европу за дизтопливом или бензином, в Украине с избытком, то газовозов в разы меньше. Именно поэтому протесты фермеров привели к частичной дестабилизации рынка и взлету цен.
Однако благодаря переориентации на южные источники и железнодорожные поставки с запада за месяц было восстановлено стабильное обеспечение. По данным Консалтинговой группы “А-95”, во время осенней забастовки доля железнодорожных партий газа из Польши и стран Балтии выросла по сравнению с сентябрем вдвое, до 22%, а доля импорта LPG из Румынии увеличилась с 35 до 51%.
Аналогичные процессы уже запущены снова. К счастью, менее чем за месяц после полной разблокировки границы железнодорожные рельсы еще теплые.
“Железнодорожного ресурса хватает, мы способны нарастить поставки в три раза в месяц”, – говорит один из трейдеров газа.
Впрочем, переориентация на вагоны займет много времени.
“В настоящее время ресурс нужно ждать около двух недель. Две трети времени занимает подача пустых вагонов. Наши говорят, что поляки долго принимают, поляки – что наши долго не представляют”, – рассказал один из поставщиков, отметив, что это стандартная история, которая длится уже два года.
К угрозам польских фермеров блокировать и железнодорожные терминалы трейдеры нефтепродуктов относятся максимально скептически.
“Железная дорога – это стратегически важный объект. Накопление вагонов на ней приведет к серьезным последствиям как для самой Польши, так и для Украины”, – отметили в одной из топливных компаний. По словам импортеров, пока нет никаких признаков подготовки к блокированию железных дорог.
Еще один фактор, который облегчит наполнение рынка – сверхнизкий спрос в стране.
“Стандартное сезонное падение продаж в рознице – 15%, а в зимнем сезоне 2023-2024 гг. у некоторых сетей уже 40%”, – описывает масштаб спада потребления руководитель трейдинговой компании из Киева.
Впрочем, ни у кого не вызывает сомнений, что трансформация логистики приведет к повышению цен. Первые сдвиги уже зафиксированы. На аукционе Украинской энергетической биржи, основном ценовом бенчмарке автогаза в Украине, 14 февраля средняя стоимость газа выросла на 9% до 42023 грн./тонна. Трейдеры в собственных прайсах уже светят 44000-44500 грн./тонн и прогнозируют, что стоимость газа внутреннего производства достигнет такого уровня на ближайшем аукционе.
“Цены вырастут, это факт. Но не до 60 тыс. грн., как осенью 2023 года. А что касается дефицита, то в течение трех недель его точно не будет. Разве что искусственный”, – прокомментировали в одной из крупных топливных компаний.
В компании “Надежда” тоже считают, что блокировка приведет к росту цен, но отнюдь не к дефициту газа на рынке.
По подсчетам трейдеров, переориентация выкупленных объемов по подписанным ранее контрактам влетит в копеечку. Переезд газовоза из Ягодина на Порубное или Вышнее Немецкое станет где-то в 130 долл./тонна (5000 грн./т) или 2,7 грн./л. Можно прогнозировать, что к концу февраля удорожание логистики отразится на стелах АЗС.
Такое повышение автоматически сделает более выгодными железнодорожные поставки, о которых говорилось выше. Кроме того, рост цены, очевидно, расконсервирует ресурс ряда трейдеров, лежащий в ожидании лучших времен с декабря 2023 г. Тогда операторы так рьяно взялись за преодоление осеннего кризиса, что привезли рекордные объемы газа. Из-за низких объемов импорта в январе-феврале рынок “подъел” запасы, но ресурса все еще достаточно.
Дешевый, но дорогой газ
Будущая динамика роста цен на автогазу значительна, но масштабной она выглядит из-за низкой сравнительной базы. Так, стоимость автогаза на аукционах в декабре 2023-го из-за мощного перелива рынка обвалилась до 36 тыс. грн./тонна. Это было почти на 20% ниже импортного паритета. Но по мере наполнения сжиженный газ украинских производителей в цене не рос. Достичь ценового тождества с импортным ресурсом в январе помешало очередное нашествие подозрительно дешевого газа из Польши и стран Балтии.
Напомним, что благодаря документарным манипуляциям в Польше, Литве и Латвии, российский газ активно заполнил украинский рынок в 2023 году. Ситуацию удалось подавить только в октябре прошлого года, когда Энергетическая таможня потребовала подтверждения всей транспортной цепи от производителя нефтепродукта до украинской границы. Но компании, получающие каждый месяц десятки тысяч тонн газа из России в Польше и Латвии, нашли новый путь: смешивают российский газ, называя это производством. И хотя указанные процессы никак не подпадают под определение производства, продукт при молчаливом согласии польских контролирующих органов получает “европейский” паспорт. Украинской таможне остается только пожимать плечами.
В первой половине февраля 2024 г. доля газа, поступающего в Украину с европейским паспортом из польских терминалов – получателей российского ресурса, уже составила 41% от общего объема импорта. Закрывать глаза и зажимать нос украинских трейдеров вынуждает очень приятная цена. Выгода российского газа по отношению к действительно европейскому – в среднем 150 долл./тонна, или 3,7 грн./л.
К сожалению, приходится констатировать, что снижение цен на автогаз в начале 2024 г. до 25 грн./л и ниже – это эффект перехода рынка на российский ресурс. Именно поэтому эффект очередной польской блокады будет столь ощутим.
По нашим данным, какие-то процессы по противодействию новым лазейкам польских предпринимателей уже начались, но пока не приобрели конкретные контуры.
Между тем, нынешнее совпадение факторов можно эффективно использовать для борьбы с этим позором.
Сейчас идеальная ситуация по регулированию рынка LPG: низкий сезон, российские бленды еще не успели полностью заполнить рынок, цена вырастет до уровня текущего импортного паритета и откроет нероссийские источники поставок. Потому исчезновение российского газа с украинского рынка просто никто не заметит. И все это без угрозы дефицита в стране”, – отмечает трейдер.
Следовательно, угрозы дефицита какого-либо вида моторного топлива нет. Это является следствием построения рынка при поддержке правительства новой диверсифицированной системы импорта нефтепродуктов. Неожиданные польские стачки стали еще одним экзаменом, который украинцы пока неплохо сдают. В то же время необходимость объезжать польский участок границы будет давить на цену бензина и дизтоплива и уже толкает ценник на автогаз. Но, как показывает опыт 2022 года, цена не главное. (Артем Куюн, эксперт “Консалтинговой группы А-95”; Наталья Курган, журналист “Консалтинговой группы “А-95”; Zn.ua/Энергетика Украины и мира)