При снижении “зеленого” тарифа вдвое и существующих условиях работы украинский рынок уже не будет интересен инвесторам. Об этом заявил глава Совета Европейско-украинского энергетического агентства, старший партнер Адвокатского объединения Arzinger Вольфрам Ребок.
По его мнению, снижением “зеленого” тарифа на солнечную энергию для объектов уже введенных в эксплуатацию законодатель показывает, что ни то, что инвесторам был утвержден “зеленый” тариф до 2030 г., ни то, что отдельно была прописана норма о гарантиях неизменности этого тарифа, не являются показателем того, что однажды эти гарантии могут быть просто отменены.
Кроме того, убежден Ребок, изменение “зеленого” тарифа затрагивает интересы и тех инвесторов, которым еще не был утвержден “зеленый” тариф и объекты не введены в эксплуатацию, но они, к примеру, уже начали подготовку участка для строительства, либо даже уже идет строительство, и весь проект рассчитывался исходя из гарантированного на тот момент тарифа.
Такие действия законодателя, по мнению юриста, нарушают как интересы инвесторов в сфере солнечной энергетики, так и интересы всех участников рынка альтернативных источников энергии, а также надежность правовой системы в целом.
“Абсолютно очевидно, что намерение освободить промышленность и потребителя от чрезмерных высоких цен на электроэнергию, не должно идти в нарушение закона. Ущерб репутации и, как следствие, экономический ущерб в целом превысит экономию во много раз. Кроме того, экономия не будет обеспечена, когда пострадавшие начнут подавать иски ввиду потери своих инвестиций”, – подчеркнул адвокат.
В общем, продолжил Ребок, международное сообщество, безусловно, будет расценивать такие действия украинского законодателя как в целом плохой сигнал для инвесторов, работающих в Украине не только в сфере возобновляемых источников энергии, но и в других отраслях.
В качестве примера он привел иск против Испании, который был внесен группой из 14 инвесторов в ответ на снижение тарифов на солнечную энергию. Инвесторы утверждали, что, делая инвестиции, они исходили из действующего законодательства о “зеленом” тарифе, и снижение тарифов со стороны правительства нарушило Договор к Энергетической хартии и многосторонние соглашения о защите инвестиций.
Комментируя размер “зеленых” тарифов в Украине по сравнению с другими странами Европы, эксперт подчеркнул, что к сравнению нельзя подходить буквально, то есть “обращать внимание исключительно на величину тарифа”.
“Необходимо оценивать условия работы инвестора на рынке в целом, так как те же финансовые затраты на проект в Украине у девелоперов в разы дороже, чем, к примеру, у немецких (ставка по кредитам в немецких банках приблизительно 4%, что кратно дешевле, чем в Украине). Кроме того, не следует забывать и о требовании местной составляющей в Украине, которое также ведет к значительному удорожанию проектов”, – пояснил Ребок.
Скорее всего, считает адвокат, при сниженном вдвое тарифе и условиях работы рынок уже не будет интересен инвесторам.
Ранее представители Европейско-украинского энергетического агентства обратились в Национальную комиссию регулирования электроэнергетики с просьбой принять юридические правильное решение относительно применения спорной рекомендации Кабмина “Об усовершенствовании системы расчетов за электрическую энергию из альтернативных источников энергии” №589-р от 18 июня 2014 г. (документом предлагается снизить коэффициент пикового времени с 1,8 до 1,01 и, таким образом, снизить тариф вдвое) и акцентировали на необходимости последовательных, основанных на принципах верховенства права изменений в энергетической политике. (РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)