16 июля на заседании Кабинета министров планируется утвердить перечень объектов, которые будут приватизированы в 2014 г. Исходя из проекта распоряжения в список включено свыше 200 структур. Документ уже был согласован на уровне правительственных комитетов.

Оценочная стоимость всех объектов, согласно расчетам Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), составляет свыше 31 млрд. грн. В ФГИУ не скрывают, что основная цель массовой приватизации – наполнение госбюджета. В 2014 г. поступления от продажи госимущества Кабмин запланировал на уровне 17 млрд. грн.

Наиболее дорогостоящие активы, которые фонд рекомендует выставить на продажу, – 50% государственной доли в компании “Укрнафта” и 75,2% акций “Турбоатома”. “Ориентировочная стоимость этих инвестиционно привлекательных объектов – около 13 млрд. грн., и в случае их продажи может составить 76,5% выполнения установленного плана”, – сказано в пояснительной записке к проекту распоряжения. В частности, контрольный пакет “Турбоатома” эксперты ФГИУ оценивают в 5 млрд. грн, “Укрнафты” – 8 млрд. грн. В перечне также такие крупные госкомпании, как “Одесский припортовый завод”, “Сумыхимпром”, “Азовмаш” и оставшиеся в госсобственности пакеты акций облгазов и энергокомпаний.

О том, что правительство готовится к самой масштабной приватизации в истории страны, накануне заявил премьер-министр Арсений Яценюк. Анонсируя это событие, премьер сказал, что в приватизации также нуждается госпредприятие “Укрспирт”, которое само по себе не что иное, как “предмет коррупции”. Впрочем, наличие в перечне объектов к приватизации компаний “Укрнафта” и “Турбоатом” вызывает у опрошенных экспертов вопросы, особенно учитывая тот факт, что оба предприятия – это прибыльные активы, что для государства является скорее исключением. К примеру, на 2014 г. “Турбоатом” запланировал увеличение чистой прибыли до 383,9 млн. грн. Это на 75,1 млн. грн. больше, чем было получено в 2012 г. Очевидно, следуя таким же рассуждениям, Министерство экономического развития и торговли в своих замечаниях к проекту распоряжения предложило исключить из него “Укрнафту” и “Турбоатом”.

На что ФГИУ ответил категорическим отказом. “В управлении фонда нет дополнительных объектов, приватизация которых обеспечила бы поступление средств в госбюджет в соответствующем размере”, – объяснили свою позицию в ФГИУ. Прежний руководитель ведомства Александр Рябченко в минувшем году заявил, что “Турбоатом” работает с достаточной прибылью для самостоятельного развития, поэтому выставлять его на продажу нет смысла. Тем не менее ряд российских компаний проявляли интерес к предприятию, в частности, концерн “Силовые машины” и госкорпорация “Росатом”. При этом в правительстве Николая Азарова рассматривали более вероятный сценарий развития компании не по пути приватизации, а через создание консорциума с российскими структурами для выполнения совместных проектов. Теперь, учитывая сложившиеся отношения с российской стороной, новое правительство вряд ли пойдет на продажу актива инвесторам из РФ. Хотя более детально об этом можно будет говорить после того, как ФГИУ разработает и согласует с Кабмином условия приватизационного конкурса. По словам старшего аналитика ИК “АРТ-Капитал” Алексея Андрейченко, в случае приватизации “Турбоатома” есть риск обострения борьбы за контроль над предприятием. Ведь миноритарный пакет акций компании принадлежит структурам бизнесмена Константина Григоришина. “В истории компании есть ряд корпоративных конфликтов с участием Григоришина, который еще в 2013 г. отстоял свои интересы в СМНПО им. Фрунзе против “Смарт-Групп”, – отмечает эксперт. В мае Генпрокуратура проводила проверки документов “Турбоатома”. Поводом для ревизии послужили жалобы бывшего гендиректора компании Евгения Белинского. Последний, по словам нынешнего руководителя “Турбоатома” Виктора Субботина, является лояльным к “Энергетическому стандарту” Григоришина.

Что касается возможных новых собственников “Укрнафты”, то здесь выбор ограничен. По словам члена наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрия Корольчука, по сути единственный претендент на актив – совладелец группы “Приват” Игорь Коломойский, который контролирует, по разным оценкам, около 48% компании. При этом, структуры “Привата”, не будучи мажоритарным собственником, не первый год препятствуют проведению собрания акционеров, тем самым не позволяя распределить дивиденды. По мнению Корольчука, в случае внесения соответствующих изменений в законодательство о том, что для кворума акционеров будет достаточно 40%, а не 60%, как сейчас, интерес к компании “Укрнафта” могут проявить и другие игроки. “Этот актив может быть привлекателен и для Фирташа, который заинтересован в том числе в газодобыче. Возможно, европейские компании пришли бы сюда. Но если кворум до приватизации снижен не будет, то зачем им в этом участвовать, понимая какого партнера они получат”, – отмечает Корольчук. Сегодня далеко не лучшее время для продажи прибыльных активов, считает он. “17 млрд. грн., прописанные в бюджете, – это слезы, которых не хватит для покрытия дефицита бюджета. Продавать в кризис предприятия, осознавая, что они стоят дешево, не лучшее решение”, – резюмировал эксперт. (Капитал/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий