Законопроект о введении чрезвычайного положения в энергетике нарушает ряд положений Конституции Украины, в частности, право на предпринимательскую деятельность. Так внесение данного законопроекта на рассмотрение парламентом прокомментировал управляющий партнер компании Astapov Lawyers Андрей Астапов.
По словам экспертов, статьей 64 Конституции определенно, что конституционные права могут быть ограничены только при введении военного или чрезвычайного положения. “Нет никаких конституционных причин принимать те меры что пытается ввести Кабинет министров принятием законопроекта 4117-а”, – отметил Астапов.
Сомнительными нормы законопроекта считает и глава комитета Верховной рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией (партия “Удар”) Виктор Чумак. “Этим законом одному человеку – министру энергетики и угольной промышленности отдается вся безусловная власть. По сути Минэнергоугля может на любом основании, даже из-за непоступившей в Украину одной тонны российского угля, в любой момент ограничить поставки газа и электроэнергии кому угодно. Все это может стать основанием для колоссальной коррупции и правонарушений”, – считает Чумак.
Ранее Верховная Рада приняла в первом чтении законопроекты о ЧП на энергетическом рынке. Проект набрал 237 и 229 голосов соответственно при минимуме 226 голосов. Законопроект о ЧП в энергетике позволяет Минэнергоугля полностью в ручном режиме управлять ТЭКом, в том числе отключать газ и электроэнергию промышленным потребителям, принуждать независимые газодобывающие компании продавать газ “Нафтогазу” и отбирать российский газ из транзитного потока.
Накануне принятия законопроекта комитет Верховной рады по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией признал его создающим условия для коррупции. (РБК-Украина/Энергетика Украины и мира)