Вернув себе спорные пакеты акций “Укрнефтебурения”, группа “Приват” консолидирует в своих руках 89,99% его уставного пакета.
О готовящихся акционерных перестановках в ЧАО “Добывающая компания “Укрнефтебурение” “k:” сообщили сразу несколько участников рынка. По их словам, сейчас группа “Приват” ведет подготовительную работу по отмене сделок по отчуждению акций предприятия, проведенных в декабре 2012 г. Речь идет о денонсации соглашений, условиями которых была предусмотрена продажа “приватовской” компанией Deripon Commercial Limited 44,98% уставного фонда ЧАО двум британским оффшорам Ares Systems Limited и Ariana Business Limited.
Указанный пакет был распределен между покупателями в равных долях (по 22,49%), за что они тут же рассчитались. Но, несмотря на обоюдное выполнение обязательств сторонами, сейчас в Deripon пытаются найти повод для отмены договоров купли-продажи. По данным “k:”, юристы компании будут настаивать на том, что она согласилась продать свои акции под давлением чиновников, использовавших рычаги возглавляемых ими госструктур, что фактически парализовало хоздеятельность “Укрнефтебурения” в 2010-2012 гг. и заблокировало возможность добычи углеводородов.
Понятно, что имена своих оппонентов днепропетровцы называть не будут, но догадаться, кто они, несложно, учитывая, что речь идет о периоде, когда Министерством энергетики руководил Эдуард Ставицкий. Судя по всему, его влияние было действительно велико, ведь упомянутые 44,98% ЧАО оффшорка Игоря Коломойского продала всего за 130 тыс. грн. (исходя из номинальной цены 5 грн. за акцию), притом, что рыночный пакет акций предприятия оценивался как минимум в 250 млн. грн.
Если суд примет эту информацию за основу и удовлетворит иск, с выполнением соответствующего постановления не будет никаких проблем. По крайней мере, к этому готовы все участники сделки. Продавец – ООО “Инвестиционная компания “Бизнес-инвест” (действовавшая от имени Deripon), потому что полностью контролируется “Приватом”. А покупатели – Ares Systems Limited и Ariana Business Limited – попросту не смогут оказать должного сопротивления намерениям Коломойского. Бессилие оппонентов днепропетровского олигарха объясняется просто. Во-первых, юристы олигарха уже хлопочут об обездвиживании спорных ценных бумаг, благодаря чему ни Ares Systems, ни Ariana Business не могут сбросить бумаги на другие оффшоры. Во-вторых, у кураторов британских компаний сейчас нет даже малейшего административного ресурса: Ставицкого разыскивает Интерпол, а бывшего главу секретариата президента Андрея Клюева, Актив-Банк которого выступал в роли депозитария спорных акций “Укрнефтебурения”, разыскивают украинские правоохранители.
Таким образом, можно говорить о том, что у Игоря Коломойского практически нет препятствий на пути к восстановлению контроля над нефтегазодобывающей компанией. Вернув себе спорные пакеты акций “Укрнефтебурения”, группа “Приват” консолидирует в своих руках 89,99% его уставного пакета. А значит получает право самостоятельно распоряжаться ее финансовыми потоками, которые достигают 400-600 млн. грн. в год, в зависимости от объемов добычи углеводородов.
Со временем эта цифра будет только расти, ведь компания разрабатывает одно из самых крупных месторождений в стране – Сахалинское (Харьковская обл.), запасы которого оцениваются в 15 млрд. куб. м газа, примерно 1,7 млн. т газового конденсата и столько же нефти. Другой вопрос, что для окучивания этих вдохновляющих объемов “Привату” предстоит решить проблему сосуществования с другим своим партнером по “Укрнефтебурению” – Николаем Злочевским. Сегодня последний, по данным “k:”, через JKX Ukraine B.V. контролирует 10% акций ЧАО, которые позволяют ему не только созывать собрания акционеров общества, но и требовать проведения проверок его финансово-хозяйственной деятельности.
Пользоваться этой опцией Злочевский наверняка будет, ведь у него есть как минимум один повод для открытия фронта с днепропетровцами. Он был создан семь лет назад, когда “приватовская” “Укрнафта” пыталась отобрать лицензию на разработку Сахалинского месторождения у ЧАО “Укрнефтебурение”. На тот момент последнее монопольно контролировалось структурами Злочевского, но выдержать давления Коломойского Николай Владиславович не смог, поэтому в 2009 г. ему пришлось уступить роль первой скрипки в этой компании “Привату”.
Кстати, по иронии судьбы тогда продажа акций осуществлялась фирмами Николая Злочевского по цене, близкой к цене продажи этой же компании “Приватом” (по 5,03 грн./шт.). Правда, источники “k:” сообщают, что тогда стоимость сделки для Николая Владиславовича трагедией не стала, потому что “Приват” залил в уставный фонд “Укрнефтебурения” принадлежащие “Укрнафте” скважины Сахалинского месторождения, тем самым резко повысив стоимость рецепиента.
Сейчас вернуть былую власть над “Укрнефтебурением” Злочевскому сложно, но попортить кровь днепропетровским оппонентам все же может. Ведь очередной виток борьбы легко может вновь парализовать работу ЧАО, как это уже было в первом раунде противостояния. Возможно, для того чтобы избежать такого развития событий, Коломойский пустил кампанию по умасливанию Злочевского. Один из ее этапов – недавнее получение компанией ООО “Пари”, близкой к Николаю Владиславовичу, разрешения на промышленную разработку Шереметьевского газового месторождения. Когда Злочевский в 2011 г. трудился министром экологии, это свежеобразованное ООО получило лицензии на разработку сразу шести месторождений.
Убаюкав оппонента, “Приват” рассчитывает на безраздельное управление “Укрнефтебурением”. Но безоблачная эксплуатация Сахалинской площадки ему все же не светит. Дело в том, что сейчас в Кабмине активно муссируется вопрос об отмене утвержденных геолого-экономической оценке и запасов полезных ископаемых Сахалинки. В случае принятия это решение станет почвой для отказа в выдаче ЧАО спецразрешения на промышленную разработку Сахалинского месторождения (вместо имеющегося у компании разрешения на его геологическое изучение и исследовательско-промышленную разработку). А при таких обстоятельствах у чиновников появится рычаг давления на Коломойского, который при грамотном обращении можно трансформировать в навязывание ему нового партнера по “Укрнефтебурению”. (Комментарии/Энергетика Украины и мира)