Нефть на международном рынке продолжает стремительно дешеветь. 1 баррель марки Brent на Лондонской бирже 13 октября стоил $88,9, а WTI (американская легкая нефть) – $84,6. Снижение нефтяных цен на мировых биржах началось в середине июля. С тех пор котировки Brent просели уже на 23%, WTI подешевела на 19%. Падение цен вызвано несколькими причинами.
Во-первых, – растет предложение нефти от наибольшего производителя – из Саудовской Аравии, которая к тому же снижает стоимость своего “черного” золота. Во-вторых, иранским компаниям позволили торговать нефтью с Европой. В-третьих, на последнем заседании ОПЕК так и не приняли решения о сокращении квот на добычу нефти, которое бы нивелировало избыточное предложение и остановило бы снижение цен на рынке. В мире совершенно серьезно заговорили о “ценовой войне” в группе ОПЕК, страны-члены которой обеспечивают около 40% мировых поставок сырья. Так ли это – станет понятно 27 ноября, на когда запланировано совещание участников этой организации, где будут обсуждать возвращение к отметке $100/баррель.
Следствием ценового беспокойства нефтяного рынка является перераспределение рынка и влияние на экономику России, которая является одним из основных игроков. После обвала нефтяных цен вниз, курс российского рубля начал еще быстрее двигаться вниз. Напомним, валютная мощь последнего более всего зависит от продажи нефти и газа. То, что эта мощь тает, подтвердил очередной виток девальвации российской денежной единицы – ею взята очередная историческая отметка – 40 руб. за $1! Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин поспешил назвать падение цен на нефть “результатом мирового заговора США и Ближнего Востока против России”. При этом он промолчал, что зацикленность РФ на энергоносителях и сохранение сырьевого производства в основе экономики страны – это петля замедленного действия, которую собственной экономике накинул он, будучи министром, под руководством своего патрона Владимира Путина. Но, очевидно, говорить об этом бывшему чиновнику не по силам.
Сохранится ли тенденция удешевления нефти в дальнейшем? И как это отразится на энергетическом сотрудничестве Украины с РФ? Об этом “День” спросил у экспертов.
Геннадий Рябцев, эксперт рынка нефти и газа: “Основания для дальнейшей уценки нефти есть. Ведь с самого начала она не была рыночной и в большой степени подогревалась исключительно спекулянтами, которые не учитывали реального соотношения между спросом и предложение на рыке. Сейчас существует политический заказ ряда стран-производителей нефти на снижении мировой цены. Это выгодно США, Саудовской Аравии и ЕС, потому что таким образом они возобновят развитие реального сектора экономки. Ближний Восток может значительно понижать цену, потому что себестоимость добычи нефти у него $10/баррель, а с инвестиционной составляющей – $20, тогда как в России – соответственно $30 и $70. Во всей этой ситуации Украина тоже может получить свою выгоду. Во-первых, если Россия не будет идти на компромисс с Западом в украинском вопросе, то тенденция падения стоимости нефти может продолжаться еще долго. Во-вторых, сохранение тенденции падения стоимости нефти будет означать уменьшение стоимости российского газа для потребителей. Ведь в большинстве контрактов “Газпрома” цена газа рассчитывается, опираясь на девятимесячную ретроспективу цены нефтепродуктов (мазута и газойля). Пока что, стоимость нефти недостаточно низкая, чтобы существенно повлиять на изменение этой величины. Но если цена за баррель нефти упадет до $60-80 в течение трех месяцев, то в России сначала возможен секвестр бюджета на 2015 г., потому что 60% всей валютной выручки бюджета России – это энергетические доходы. А это уже проблемы в выполнении социальных программ. Дальше – в среднесрочной перспективе появятся основания для пересмотра газового контракта у европейцев, а то и украинцев”.
Дмитрий Марунич, сопредседатель “Фонда энергетических стратегий”: “В действующем газовом контракте между Украиной и Россией нет прямой привязки к стоимости нефти, а только к нефтепродуктам (газойлю и мазуту). Их стоимость изменяется в зависимости от колебания стоимости нефти. Что мы имеем в настоящий момент? Снижение стоимости нефти в третьем квартале 2014 г. означает уменьшение стоимости российского газа для Украины через 9 месяцев (третий квартал 2015 г.) приблизительно на 7%. Поэтому удешевление “черного золота” – позитивная новость для владельцев долгосрочных газовых контрактов с Россией. Если цены на нефть уменьшатся еще на 20% и сохранятся хотя бы в следующие три месяца, то стоимость газа в четвертом квартале 2015 г. автоматически снизится на 10-15%”.
Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия ХХI”: “Надеяться, что только благодаря этой тенденции удешевления нефти и как следствие уменьшения энергетических доходов Россия быстро пойдет на газовые уступки Украине, – не стоит. Ведь “Газпром” – это, в первую очередь, инструмент давления для Кремля. Поэтому определенная демонстрация прекращения военной эскалации на Востоке и отведения российских войск означает, что военный компонент гибридной войны против Украины сворачивается на определенное время. Но, вероятно, следует ожидать невоенных средств влияния. И тут решающей будет позиция ЕС. Если она будет жесткой по отношению к “Газпрому”, то совместными усилиями Украине и Еврокомиссии удастся склонить Россию к газовому миру. А если будет такой же пассивной, как до этого, то приведет к эскалации на газовом фронте с вполне прогнозируемой остановкой транзита газа через Украину”. (День/Энергетика Украины и мира)