Стоимость бензина А-95 на украинских АЗС на прошлой неделе просела на 15 коп., а расценки на дизель остались на прежнем уровне, сообщил Госвнешинформ. Это произошло вслед за снижением расценок на оптовом рынке, где та бензин подешевела сразу на 200 грн. до 19,85-19,97 тыс. (в зависимости от происхождения). На предыдущей розничные цены упали на 10 коп.
Согласно мониторингу ценового департамента “Консалтинговой группы А-95”, средняя стоимость самого популярной марки А-95 16 октября составляла 16,99 грн./л (заправочные сети WOG, “ЛУКойл”, Shell, ОККО), а минимальная – 16,05-16,10 грн/л (“Альфа-Нафта”, КЛО, “Укрнафта”).
“Относительная стабилизация в октябре на валютном рынке Украины, резкое снижение цен на мировом рынке нефти и нефтепродуктов дают основания предполагать, что на рынке Украины следует ожидать снижения оптовых и розничных цен. Потенциал снижения на первую половину ноября ожидается от 50-60 коп./л до 90-110 коп./л в зависимости от развития ситуации на украинском валютном и мировом нефтепродуктовом рынках”, – прокомментировал ситуацию начальник отдела топливно-энергетических рынков ГП “Держзовнишинформ” Олег Мельник.
Правда, с этой точкой зрения соглашаются не все. Многие считают, что радоваться падению мировых цен на нефть еще рано, и что у нефтетрейдеров есть все шансы остаться не у дел. “Сегодня (17 октября) цена Brent потеряла еще 29 центов и остановилась на $83,50/баррель, а американская марка WTI немного отыграла и закрепилась на уровне $80,87. В целом, полагаю, мировые цены достигли своего дна, и вряд ли станут опускать еще ниже, в конце концов, добыча может стать невыгодной – компании просто ее прекратят. Но дело даже не в этом, ключевое здесь то, что это все расценки на ноябрьские фьючерсы. То есть столько стоит нефть, которую поставят в следующем месяце, не сейчас. Пока же мы живем по ценам месячной давности – $90-95/баррель”, – отметил сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.
И уточнил, что нефть по $85 поступит на нефтеперегонные заводы только через месяц, а начнет превращаться в бензин и дизель – через полтора. “Грубо говоря, к Новому году. И, если нынешняя стоимость доллара в Украине сохраниться, то цены на АЗС действительно должны просесть копеек на 50. Но вот, если валюта подорожает до 14-15 грн./$, чего опасаются нефтетрейдеры, то, ни о каком снижении цен на горючее не будет и речи”, – подчеркнул Марунич.
Сейчас заправщиков больше всего тревожит тотальный дефицит доллара. Они не просто не имеют никаких шансов закупить наперед дешевеющего горючего, и завезти его по пониженным ценам через месяц-два. Но даже оплатить текущие поставки топлива в Украину.
Отложенный спрос на доллар со стороны нефтетрейдеров оценивают в $200 млн. – это, к слову, объем всей продажи доллара, которую Нацбанк пообещал реализовать всем украинским компаниям (за неделю) 17 октября. “Причем, это минимум, и он лишь частично решит проблему. Чтобы вы понимали $200 млн. хватит на оплату 200 тыс. т топлива – меньше трети месячного потребления страны. Украина за 30 дней потребляет по 400 тыс. т каждого вида горючего (бензина и дизеля) – итого 800 тыс. т”, – объяснил ситуацию президент Ассоциации “Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины” Леонид Косянчук. (Вести/Энергетика Украины и мира)