Из “Укрнафты” выводится до 50% дохода. Соответственно, государство на собрании акционеров 10 октября получило в лучшем случае половину от реальных дивидендов. Доподлинно известно, что премьер-министр Арсений Яценюк был проинформирован об этой ситуации. Об этом пишет директор ООО “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн в своей статье для издания ZN.UA.
Эксперт отмечает, что реализованный в октябре 2014 г. Игорем Коломойским сценарий при проведении собрания акционеров “Укрнафты” идентичен шаблону, впервые разработанному и примененному в 2010 г.
С. Куюн обратил внимание на то, что на фоне 10% падения добычи нефти и 14% снижения чистого дохода показатель чистой прибыли “Укрнафты” в 2013 г. обрушился в 11,5 раза по сравнению с 2011 г.
Как говорится в материалах специальной группы, занимавшейся подготовкой к собранию акционеров “Укрнафты”, “ПАО “Укрнафта” и ее структурное подразделение НГДУ “Полтаванафтогаз” осуществили в 2012-2014 гг. закупку геолого-тематических работ у ПАО “Карпатское управление геофизических работ” на общую сумму 2,262 млрд. грн. На сегодня органы фискальной службы проводят досудебное расследование в уголовном деле по перечислению ПАО “Карпатское управление геофизических работ” средств за геолого-тематические работы в пользу ООО “БК “Гефест Альянс” (субподрядная организация), которое имеет признаки фиктивности”, – говорится в записке, подготовленной департаментом экономической, информационной, промышленной безопасности и управления рисками НАК “Нафтогаз Украины”.
По данным из других источников, стало известно, что в 2011-2013 гг. “Укрнафта” также получила убыток в 1,136 млрд. грн. от реализации нефтепродуктов через свою сеть АЗС. Все просто: уровень валовой прибыли составил 568,3 млн. грн., что не смогло перекрыть затраты на сбыт в 1,705 млрд. грн. Еще 439 млн. грн. убытка принесла “Укрнафте” оптовая торговля топливом.
“Секрет успеха все так же прост: продажи велись по ценам ниже, чем закупочная стоимость. Для справки: все нефтепродукты для оптовой и розничной реализации “Укрнафта” приобретает у компаний из орбиты “Привата”, – пишет С. Куюн.
Только два упомянутых примера – фиктивные затраты и искусственные убытки – весят 3,9 млрд. грн. дохода “Укрнафты” в 2011-2013 гг. Но есть еще непонятные операции с продовольствием, ферросплавами, карбамидами, которые “Укрнафта” зачем-то покупает у приватовских компаний и впоследствии экспортирует в какие-то оффшоры.
“Это также означает то, что 50% дохода выводится из “Укрнафты”. Соответственно, государство на собрании акционеров 10 октября получило в лучшем случае половину от реальных дивидендов. Доподлинно известно, что Яценюк был проинформирован об этой ситуации”, – пишет эксперт.
“За возможность получить причитающиеся по закону деньги премьер закрыл глаза на катастрофическую ситуацию в производстве и финансах “Укрнафты”, а также на откровенные схемы ее ограбления. Учитывая, что менеджмент компании остался прежним, можно допустить, что обкатанные схемы будут работать и дальше. Яценюку же пришлось элементарно согласиться с этим. На современном жаргоне это называется слить”, – пишет С. Куюн. (МинПром/Энергетика Украины и мира)