По мнению американского издания The New York Times, энергетическая независимость – это, конечно, хорошо. Но экономического обоснования у дорогостоящего литовского проекта нет – его мощности пока не востребованы. Возможно, и никогда не будут востребованы.

На прошлой неделе в Клайпедский морской порт прибыл танкер Golar Seal, доставивший в Литву первый груз сжиженного природного газа общим объемом около 107 тыс. куб. м. А за день до этого в Клайпеду прибыло судно-хранилище для СПГ Independence, которое стало последним “кирпичиком” в строительстве литовскими властями плавучего СПГ-терминала. Он, как ожидают власти Литвы, станет альтернативным источником поставки газа и поможет стране обрести энергетическую независимость от России.

Это событие широко освещалось в мировой прессе, и в основном, в позитивных тонах. Однако ведущее американское издание The New York Times не упустило возможности подлить немного дегтя в бочку с медом.

“Как говорят в Литве, терминал, единственный такой в регионе, может удовлетворить нужды и двух других Балтийских стран – Латвии и Эстонии, которые тоже зависят от российского газа, – указывает издание. – Однако даже при этом управляющая проектом государственная компания Klaipedos nafta пока не смогла продать большую часть мощностей СПГ-терминала”.

По мнению The New York Times, “это один из факторов, которые поднимают важный вопрос – имеет ли терминал не только политический смысл, но и экономический?”

Другая серьезная проблема для работы проекта может появиться еще и в том случае, “если “Газпром” снизит цены на газ для Литвы настолько, что содержание СПГ-терминала станет убыточным”.

Такой вариант развития событий тоже нельзя исключать. Не далее как в мае Литва уже добилась от “Газпрома” 20%-ного снижения на газ.

В России, пишет The New York Times, о литовском проекте говорят сдержанно. “Если литовские потребители желают платить больше за то, чтобы снизить свою зависимость, то это их дело”, – сказал газете представитель “Газпрома” Сергей Куприянов.

В Литве же уверены в предстоящем успехе проекта. “В следующем году появится настоящий интерес к терминалу”, – заявил министр энергетики Литвы Рокас Масюлис.

Литва потратит 448 млн. евро на постройку терминала, его поддержку и 10-летнюю аренду судна, которая обойдется около $69 млн. в год. Через десять указанных лет Литва сможет судно выкупить, однако сколько это будет стоить, не разглашается.

Цена выкупа судна-хранилища после окончания договора аренды не обнародуется по просьбе норвежской компании Hoegh LNG, которой сейчас принадлежит судно, сообщил Р. Масюлис.

“Если бы я мог, я бы сказал, поскольку это действительно неплохая цена, но наши партнеры просили ее не раскрывать. Они во многих местах строят такие терминалы. Тогда все другие знали бы, как с ними вести переговоры и о чем можно договориться. Надо понять, что это коммерческая тайна”, – пояснил министр.

По словам Р. Масюлиса, суда такого типа только арендуются, а предоставленная Литве возможность выкупить судно беспрецедентна. После окончания срока аренды и выкупа Independence затраты на содержание терминала снизятся примерно на 50%. В 2012 г. Hoegh LNG сообщала, что цена самого судна достигает примерно $330 млн., но Литве приобретение такого судна обошлось бы значительно дороже, так как пришлось бы самим проектировать монтируемое на судне оборудование.

“Если бы Литва купила судно, мы бы потратили больше. Нам надо было бы собрать команду инженеров, которая бы спроектировала определенные установки. Hoegh LNG их не надо собирать, они у нее есть. Мы должны будем за это заплатить, покупка судна была бы дороже на 20-30%”, – отметил министр.

Терминал является политическим проектом и гарантирует энергетическую безопасность, а не более низкие цены на газ, утверждает представитель Конфедерации промышленников Литвы (КПЛ) Видмантас Янкаускас. По его словам, только терминал обусловил решение российского “Газпрома” снизить цену на газ для Литвы.

“Прежде всего, это, конечно, политический проект, гарантирующий безопасность, его и следовало так позиционировать. Возможно, слишком были раздуты надежды на то, что газ, поступающий через терминал, будет дешевле, ведь газ, идущий через терминал, может быть и дешевле, и дороже” – отметил заместитель гендиректора КПЛ, бывший председатель Государственной комиссии по контролю над энергетикой и ценами В. Янкаускас.

По его словам, терминал определил и решение “Газпрома” снизить цену на газ для Литвы.

“Мы забываем и некоторые другие моменты. Следует помнить, что литовское правительство наконец договорилось с E.ON, что компания Lietuvos dujos подаст в суд на “Газпром” за несправедливые цены в последние годы, которые отличались от цен для Латвии и Эстонии. И они подготовили иск, и подали бы его этой зимой, но в конце концов “Газпром” пошел на скидки. И, я думаю, что это был, пожалуй, важнейший фактор” – напомнил В. Янкаускас.

Он утверждает, что в последние годы терминалы СПГ почти не импортировали газ по причине высоких цен, однако эти проекты все равно развиваются ради обеспечения альтернативными источниками энергии.

“По моему мнению, терминал является гарантом безопасности, это несомненно. Мы видим в Европе, где уже более 20 терминалов построено, что эти терминалы в течение нескольких лет стояли полупустыми, поскольку, к сожалению, цены на газ слишком высокие. Невзирая на это, страны продолжают их строить, ведь иметь альтернативу всегда прекрасно”, – сказал представитель конфедерации.

В мае “Газпром” снизил цену на газ для крупнейшего импортера газа в Литву – компании Lietuvos dujos – более чем на 20% приблизительно с $480 до $370/тыс. куб. м. Это самая крупная скидка, которую компания когда-либо получала. Она была предоставлена в обмен на обещание не подавать иск в арбитраж по поводу слишком высокой цены. (Kurier.lt/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий